В статье рассматриваются исторические памятники, построенные в неоготическом стиле, и их роль в защите города с момента основания в 1255 году. Узнайте о фортификационных сооружениях, таких как бастионы, крепостные ворота и знаменитая казарма «Кронпринц», а также о том, как изменения в военной архитектуре повлияли на развитие города. Погрузитесь в историю Калининграда, который, пережив множество трансформаций, стал современным центром культуры и туризма.
Калининград – один из немногих городов России, богатый памятниками оборонительного зодчества. Почти все они были построены во второй половине 19 века. Эти здания имеют стилевые особенности модной в то время неоготики. Они выразительны, компактны, разнообразны и доступны для туристов.
Калининградская область – самая западная в России. Она не имеет сухопутных границ с другими регионами страны. Ее окружают Польша и Литва.
Главный город области – Калининград. Он расположен в устье реки Преголя, впадающей в Балтийское море. От Москвы Калининград отделяют 1260 километров. Самолет преодолевает это расстояние за два часа.
Архитектурный облик Калининграда многогранен. Ядро города составляют великолепные образцы старинной фортификации – бастионы, равелины, башни, крепостные ворота, оборонительная казарма и кольцо фортов.
Город был основан в 1255 году и до 1946 года назывался Кёнигсбергом. Все это время он постоянно развивал защитную мощь в виде самых разнообразных фортификационных строений.
По окончании Второй мировой войны город стал частью Советского Союза и был переименован. Центром города являлся замок, который получил название Королевская гора, по-немецки Кёнигсберг. Он был первым оборонительным сооружением города.
Постепенно у стен замка возникло одноименное поселение. Поводом для превращения города в крепость послужило вторжение сюда шведских войск в 1626 году под предводительством короля Густава Адольфа. Учитывая равнинный ландшафт, при создании города-крепости за основу приняли упрощенную голландскую систему укреплений из-за схожести природно-климатических условий. Ее суть в применении невысоких до 5,5 метров земляных валов и широких водных рвов.
К 1640 году строительство вального обвода города было завершено. Система укреплений включала крепостной вал, ров, равелины, бастионы и ворота. До наших дней в Калининграде сохранились всего несколько фрагментов этой линии укреплений.
Из-за стремительного развития осадной артиллерии к моменту завершения строительства вальный обвод уже во многом потерял свое фортификационное значение. Вокруг крепости нужно было создать новую линию укреплений. Строительство второго вального обвода началось с возведения оборонительной казармы «Кронпринц». Ей отводилась роль последнего рубежа защиты Кёнигсбергского гарнизона. В основе планировки казармы использовались разработки русского военного инженера Льва Карбоньера.
Казарму Кронпринц заложили в 1843 году и потратили на её возведение 6 лет. По своей структуре она напоминает форт – неправильный пятиугольник с массивными башнями по углам, обращённой широкой частью в сторону города.
Наряду со строительством казармы Кронпринц в середине XIX века началось возведение новых равелинов, башен и ворот для входа в крепость. Ключевым фортификационным элементом стали бастионы, укрепленные выступы в крепостной стене для стрельбы по нападающему противнику.
Оборонительная система крепости Кенигсберг включала в себя боевой вал и водный ров, питаемый из верхнего озера. Уровень воды регулировали за счет дамб и водопропускных сооружений. На создание боевого вала и рва ушло почти 20 лет. С помощью запруд военные инженеры накапливали воду в близлежащих водоемах.
Это позволяло в случае нападения вызывать в нужных местах искусственные наводнения и заболачивание территорий, чтобы затруднить продвижение войск противника.
В середине 19 века Верхнее озеро было самым слабым местом в обороне Кёнигсберга. В 1843 году его прикрыли двумя круглыми башнями. На западном берегу построили башню Врангель, а на восточном – башню Дона. Верхнее озеро имеет искусственное происхождение.
В 1270 году рыцари Тевтонского ордена запрудили земляной дамбой один из притоков Преголи. Водоем использовали для разведения рыбы. В центре города, на берегу Верхнего озера, стоит фортификационная башня.
Она носит имя прусского генерал-фельдмаршала Фридриха Карла Дона, который участвовал в освободительной войне против наполеоновской Франции в составе русско-немецкого легиона. Башня является историко-архитектурным памятником середины 19 века. А сейчас здесь Калининградский музей янтаря.
После окончания Второй мировой войны эта башня использовалась в качестве склада. Со временем нарушилась система дренажа. От постоянной сырости началась коррозия раствора кладки, сооружение обветшало. Создание здесь музея Янтаря в 1972 году предотвратило интенсивный процесс разрушения. Сегодня башня Дона является одной из главных достопримечательностей Калининграда.
Со стороны верхнего озера главный вход в башню прикрыт Г-образной кирпичной стеной с многочисленными амбразурами. Дополнительным препятствием для неприятеля служит искусственный ров, окружающий башню.
Его глубина от 2 до 3 метров. Караул, заступавший на дежурство в башню, состоял из 15-20 человек.
Башню построили в 1853 году. Ее диаметр составляет 34 метра, а высота - 12 метров. У здания два наземных этажа и один подземный. Вместе с Росгартенскими воротами башня составляет единый крепостной комплекс. Все амбразуры, оконные и дверные проемы башни имеют клиновидные перемычки. Они выполняют как несущую, так и художественную функцию. Альтернативная по направлению кладка выложена декоративным узором.
Всего в башне 42 каземата, расположенных в два кольцевых яруса. Такая схема была удобна для маневров гарнизона при обороне. В подвалах хранили боеприпасы, провизию и военное снаряжение.
К середине XIX века в фортификационной архитектуре города некоторые конструктивные элементы превратились в декоративные, как дань средневековой традиции. Например, зубчатая парапетная стенка. В башне она выполнена дважды на разных уровнях. Это один из наиболее значительных элементов декора, делающий контур всего здания более выразительным.
Для создания различных орнаментов архитекторы сочетали кирпич разной степени обжига и использовали рельефную кладку, узор которой выделялся объемом, цветом и фасонными элементами. Башни строили из специального кирпича, который по принципу закалки стали обжигали несколько раз. Из-за влажного климата здание не штукатурили. Кладка из упрочненного кирпича более устойчива к сырости и придает зданию суровый вид.
Вход в башню располагается с городской стороны. Пройти к ней можно через окруженный с трех сторон стеной караульный дворик. В стенах – амбразуры для ружейной стрельбы. Две лестничных башенки ведут на крышу, где устанавливались орудия.
Надстройка, выдающаяся над зубцами с городской стороны, служила для подъема пушек с помощью лебедки. Башня была оборудована канализацией, дренажом и системой отопления каминного типа. Толщина стен и прочность конструкции превратили башню Дона в мощный опорный пункт, способный вести круговую оборону и выдерживать длительную осаду.
Башня Врангель – зеркальная копия башни Дона. Она стоит на противоположном берегу Верхнего озера. Такое расположение этих фортификационных сооружений позволяло артиллеристам простреливать всю поверхность озера перекрестным огнем.
Строительство башен обходилось военному министерству дорого, поэтому в городе их всего две. Недостаток сил и средств поддержания крепостных сооружений в боевой готовности привели к серьезному отставанию фортификационных форм от постоянно растущих военных требований. Уже через 30 лет после постройки конструкции башен Дона и Врангель признали неэффективной.
С 1853 по 1945 года это фортификационное сооружение не участвовало ни в одних боевых действиях. Испытание артиллерии башня Врангеля прошла только во время Второй мировой войны при штурме города советскими войсками. Во время боя башню расстреливали из пушек прямой наводкой. Благодаря массивным стенам здание не получило серьезных разрушений, кроме сбитых нескольких зубцов на парапетной стенке.
Толщина наружных стен башни Врангель превышает полтора метра, а кирпичных сводов - 65 сантиметров. В ходе артиллерийских обстрелов стены и своды были повреждены в результате прямых попаданий, но их ни разу не пробили насквозь.
Калининград в военной науке считался двойным тет-де-поном, то есть береговой крепостью на обеих сторонах реки.
Со всех сторон город окружала система укреплений – бастионы, равелины, земляные валы и рвы, заполненные водой. Попасть в эту крепость можно было только через хорошо охраняемые ворота, которые были распределены по периметру города. Устройство ворот предполагало защищенный проход в город сквозь крепостной вал.
Сооружение из кирпича, стены которого в толщину доходили до двух метров, имело один или несколько проездов, по бокам от которых были расположены казематы – помещения для солдат, охранявших ворота. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны – амбразуры для стрельбы по неприятелю. Все городские ворота запирались на ночь. Вход в город от заката до рассвета был запрещен, исключение составляли только врачи и священники.
История Королевских ворот берет начало в конце 17 века. С тех пор они несколько раз перестраивались и переименовывались. Королевские ворота, дошедшие до наших дней, построены в 1850 году. Их возводили в течение семи лет.
С 1811 года они стояли на дороге, по которой королевская чета регулярно ездила из замка в местечко Девау, где на большом поле проходили парады и маневры кёнигсбергского гарнизона. На центральной башне королевских ворот со стороны города расположены статуи отцов-основателей города. Ниже скульптур размещены гербы этих правителей, а выше расположены старинные гербы прусских земель – Самбии и Натангии.
История Калининграда насчитывает более семи веков. Все это время он строился как крепость. Эволюция артиллерии заставляла фортификаторов разрабатывать и возводить новые укрепления. Постоянно перестраивался, обрастая защитным валом и боевым рвом, бастионами, равелинами и башнями.
Строительство Кенигсбергских фортов началось в 1872 году. Возведение каждого из них длилось от 5 до 6 лет. При этом главным образом применялся ручной труд и простейшие механизмы. За 20 лет было построено 12 мощных фортов и 3 промежуточных укрепления.
Толчком к повсеместному переходу к фортовому типу крепостей стало появление во второй половине XIX века нарезной артиллерии. Снаряды этих орудий обладали большой дальнобойностью и разрушающим действием. Требовались новые фортификационные формы.
Тип крепости предполагал усиление уже существующей ограды города несколькими самостоятельными укреплениями. Фортами, удаленными от нее на расстояние в 3-5 километров. Промежутки между фортами прикрывались более мелкими фортификационными сооружениями. В результате вокруг города образовалось оборонительное кольцо диаметром 13 километров. Под защитой оказалась площадь в 130 квадратных метров.
Этого достаточно для размещения армии численностью до 100 тысяч человек. Форты стоят по периметру кольцевой дороги с интервалами 3-4 километра. Общая длина фортовой линии составляет 43 километра. По форме, составу помещений и боевых элементов все кёнигсбергские форты очень похожи.
Каждому из них присвоили порядковый номер, а с 1894 года все они получили имена.
Например, пятый форт назван в честь короля Фридриха Вильгельма III. Общая конструкция фортов в Калининграде представляет собой шестиугольное кирпичное сооружение размером 360 на 180 метров, окруженное со всех сторон заполненным водой рвом шириной 20-25 метров и глубиной от 3 до 5 метров.
Попасть на территорию форта можно было только по мосту, который в случае опасности поднимался. Крыша здания сверху прикрывалась земляной насыпью толщиной 3-4 метра, которая защищала от разрушения даже при попадании мощных снарядов, разработанных спустя полвека после строительства фортов. Сверху находилась открытая позиция для размещения пушек и стрелков. В тыльной части форта, обращенной в сторону города, располагались вспомогательные помещения – казармы, комнаты офицеров, лазарет, электростанция, кухня. Арсенал находился с фронтальной стороны, чтобы время подачи боеприпасов к орудиям было минимальным.
Снаряды доставляли наверх механическими подъемниками и через овальные отверстия в межэтажных перекрытиях с помощью лебедок вручную. Внутренний двор использовали в качестве плаца для построения личного состава. Это место защищено верхним уровнем форта, а деревья вокруг создают естественную маскировку.
Во время мобилизации гарнизон форта составлял около 250 человек. Это были артиллерийские расчеты и пехота. Форт являлся сосредоточием большого количества боеприпасов и взрывчатки. Во избежание непроизвольной детонации от попадания молний или блуждающих токов, сооружение покрыто заземляющим контуром.
По всей территории форта в шахматном порядке с интервалом в 15-20 метров вкопаны оцинкованные трубы. Поверху они были соединены проводами, а под слоем грунта – медными тросами. Особо важные помещения, такие как командная комната хранилища боеприпасов, строили по принципу «комната внутри комнаты». При попадании снаряда его разрушительную энергию поглощали внешние стены, а со внутренней комнатой ничего не происходило. Промежутки между стен использовались защитниками форта в качестве потайных ходов. Центральный коридор сделан достаточно широким, чтобы завозить боеприпасы в хранилища.
В казармах были раздвижные двери по типу купе. Такая конструкция экономила пространство и не мешала солдатам передвигаться во время ведения боя. Каждый форт был готов к длительной автономной обороне. Водоснабжение осуществлялось из артезианской скважины глубиной от 80 до 120 метров. Не доходя до поверхности 15 метров, скважина расширялась до размеров колодца.
Воду можно было черпать ведром или качать ручным насосом. Такую систему водоснабжения противник не мог повредить. Увеличение разрушающей силы артиллерийских боеприпасов заставляло фортификаторов совершенствовать стены и своды защитных сооружений. Перед началом Второй мировой войны в перекрытиях фортов появилась слоёная толща.
70-сантиметровая кирпичная кладка, такой же слой бетона, следом метровая прослойка песка и ещё один слой бетона толщиной 1 метр 20 сантиметров. Сверху конструкцию по-прежнему прикрывала высокая земляная насыпь. Обычные артиллерийские снаряды не могли пробить эти укрепления.
К штурму подключили орудия особой мощности – калибра 280 мм. А сквозные пробоины стены форта получали только тогда, когда в воронку от предыдущего выстрела попадал еще один снаряд. Таким образом, эти старые укрепления продолжали оставаться надежной защитой, в том числе и от осадной артиллерии. После завершения строительства фортового пояса город стал самой мощной крепостью Германии.
Ощетинившийся остроугольными пиками фортов, расположенных на удалении, в то время он считался неприступным. Вход в крепость осуществлялся через несколько городских ворот.
Единственные ворота, которые в Калининграде по-прежнему выполняют свою транспортную функцию, Бранденбургские. На стороне, направленной в центр города, сохранились два портретных медальона. На одном изображен военный министр Герман фон Бойен, на другом генерал Эрнст Людвиг фон Астер, один из авторов второго вального укрепления крепости Кенигсберг.
До наших дней сохранились семь городских ворот. Они выполнены в неоготическом стиле, из кирпича тройного обжига. Помимо защитной функции, военные инженеры уделяли большое внимание декоративной составляющей ворот.
Все они имели свои украшения. Как правило, это были статуи и барельефы королей и генералов.
Самый укрепленный оборонительный комплекс по сравнению с остальными городскими воротами был расположен в южной части города. Ее рассматривали как место наиболее вероятного нападения противника. За вход и выход в этом направлении отвечали Фридландские ворота.
Они имели большое количество казематов с окнами и амбразурами не только для ружей, но и для пушек. Фридландские ворота были построены последними во втором оборонительном кольце. Они стояли на выезде из Кёнигсберга в сторону города Фридланд. В начале 20 века ворота утратили военное значение и были проданы муниципалитету.
Сейчас здесь музей истории Кёнигсберга. В нем собрана коллекция оружия 19-20 веков, кузнечный и плотницкий инструмент, кирпичи с клеймами, изготовивших их мастеров, различные предметы быта. Экспозиция расположена в помещении, стилизованном под улицу начала 19 века.
Шесть раз в день для посетителей музея устраивают интерактивную экскурсию в прошлое города-крепости. Окончательно новый фортификационный комплекс был готов к 1890 году. Его вальные укрепления обсадили деревьями и среди местных жителей они получили название «зеленые легкие города». Параллельно шло строительство фортового кольца обороны, которое приняло на себя основную защитную функцию. Ему дали имя «Ночная перина», а второй вальный обвод был продан военным ведомством муниципалитету. Многие постройки оборонительного кольца перешли в разряд гражданских зданий.
Часть фортификационных сооружений ликвидировали для обеспечения развития города. Были срыты многие валы, засыпаны рвы, разрушены бастионы. На их месте построили гражданские здания.
Объекты, которые сохранились, впоследствии были объявлены памятниками истории и архитектуры. Некоторые стали музеями.
Вторая мировая война поставила точку в истории крепости. Оборонительная мускулатура, которую Кёнигсберг наращивал более семи веков, в полной мере пригодилась ему лишь раз – в 1945 году. Тогда город штурмом взяли советские войска, и с тех пор у него началась новая жизнь. Город сменил имя. А форты, башни и ворота превратились в памятники фортификационного искусства и военно-инженерной мысли второй половины XIX века.
Если вас заинтересовала статья, подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее!