Найти тему

Курсовая работа: "Наглядный материала на уроках литературного чтения при организации работы над фольклорными произведениями".

Оглавление

Курсовая работа 2024 год. Колледж Московского педагогического государственного университета.

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования наглядного материала на уроках литературного чтения при изучении фольклорных произведений

1.1. Сущность понятия "фольклорные произведения"

1.2. Особенности использования наглядного материала при изучении фольклорных произведений

2. Анализ и обобщение опыта педагогов по использованию наглядных материалов по работе с фольклорными произведениями

Заключение

Список литературы

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.

Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что изучение фольклора является неотъемлемой частью литературного образования, так как оно способствует развитию у детей чувства национальной идентичности, культуры и традиций. Однако, многие фольклорные произведения содержат архаичные элементы, которые могут быть непонятны современным детям. Применение наглядных материалов может помочь адаптировать эти произведения к современному восприятию, сделать их более доступными и интересными для изучения.

Наглядность играет важную роль в процессе обучения, особенно при работе с детьми младшего школьного возраста, которые еще не обладают достаточным уровнем абстрактного мышления. Использование наглядных материалов позволяет визуализировать абстрактные понятия, делает информацию более доступной и интересной для восприятия.

Использование наглядных материалов на уроках литературного чтения способствует развитию креативного мышления, воображения и фантазии у учащихся. Это может помочь им лучше понять авторский замысел, оценить красоту и выразительность языка, что, в свою очередь, будет способствовать формированию эстетического вкуса и развитию читательских компетенций.

Соответственно приоритетное место среди направлений педагогической науки на современном этапе ее развития занимает исследование теоретико-практических особенностей использования разных наглядных учебных материалов, которые способствуют более интенсивному усвоению литературных знаний и читательских умений, более основательному развитию наглядно-образного, предметного и ассоциативного мышления младших школьников.

Отмеченное предопределяется спецификой развития мышления учеников младшего школьного возраста. Поскольку на ранних этапах своего развития школьники мыслят больше визуальными образами.

Состояние исследования проблемы. Исследованием фольклорных произведений занимались такие известные ученые, как: В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, М. А. Вавилова, Т. В. Зуева, Ф. С. Капица, Н. И. Кравцов, В. Я. Пропп, Ю. М. Соколов и др.

Важным аспектом педагогических и методических исследований является проблема специфики организации обеспечения наглядности обучения как составляющей эффективного усвоения знаний и адекватного осмысления учащимися. Так, на протяжении многих лет с разной степенью объективности очерченную проблему рассматривали педагоги А. Дистервег, Я. Коменский, И. Песталоцци, К. Ушинский и др.

Проблему организации использования различных видов наглядности при восприятии учебного материала на уроках литературного чтения в начальной школе освещали такие ученые, как: Г. А. Бакулина, М. П. Воюшина, М. Н. Девяшина, Л. А. Камалова, А. Н. Карамчаков, Е. И. Матвеева, Г. С. Меркин, Е. Е.Панова, С. В. Плотникова, Т. Г. Фирсова и т.д.

Принимая во внимание важность внедрения и эффективность использования разных видов наглядности на уроках литературного чтения в начальных классах, несомненную актуальность и целесообразность указанной проблемы, нами был осуществлен выбор темы курсовой работы "Использование наглядного материала на уроках литературного чтения при изучении фольклорных произведений".

Объектом исследования в данной курсовой работе является – использование наглядного материала на уроках литературного чтения.

Предмет исследования – особенности использования наглядного материала при изучении фольклорных произведений.

Цель курсовой работы заключается в изучении возможности использования наглядного материала на уроках литературного чтения при организации работы над фольклорными произведениями.

Задачи:

- раскрыть сущность понятия "фольклорные произведения";

- определить особенности использования наглядного материала при изучении фольклорных произведений;

- проанализировать и обобщить опыт педагогов по использованию наглядных материалов по работе с фольклорными произведениями.

Для решения поставленных задач и достижения цели использованы следующие методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение и систематизация информации, анализ и обобщение опыта работы учителей по использованию наглядных материалов при работе с фольклорными произведениями на уроках литературного чтения в младшей школе.

Глава 1. Теоретические основы использования наглядного материала на уроках литературного чтения при изучении фольклорных произведений

1.1. Сущность понятия "фольклорные произведения"

Прежде чем раскрыть сущность понятия "фольклорное произведение" рассмотрим трактовки самого понятия "фольклор".

Впервые термин "фольклор" был введен в науку в 1846 г. английским ученым Вильямом Томсом. С тех пор он стал употребляться в различных странах как международный термин, но с разными смысловыми оттенками (как "народная мудрость", поэтическое творчество народа, краеведение, этнография и т. д.).

Однако в прошлом данный термин употреблялся неоднозначно. Так, например, А. Н. Афанасьев определял фольклор как совокупность народных преданий, обычаев, верований, песен, загадок, пословиц и прочих элементов народной культуры [3]. В то же время Ю. М. Соколов [20] выделял из состава фольклора только народные песни и приписывал им особое значение в культуре народа.

В широком смысле слова этот термин неоднозначен даже применительно к народному творчеству, в котором слиты традиционные формы художественного слова, действия, музыки и танца. Но в русской науке термин "фольклор" употребляется только для обозначения народного поэтического искусства, а для обозначения, например, народной музыки или народной хореографии используются термины "музыкальный фольклор", "танцевальный фольклор" и т. д. Соответственно этому пониманию термина "фольклор" русская наука, его изучающая, получила название фольклористики (в отличие от литературоведения – науки, изучающей литературу) [19, с. 6].

В. П. Аникин определяет фольклор, как: "совокупность устных произведений с осознанной и неосознанной художественной установкой, включенных в практическую жизнь народа и созданных в процессе совместного труда поколений, это – творчество с устойчивым традиционным содержанием и традиционной формой" [1, с. 14]. Автор подчеркивает, что русский фольклор – это творчество с печатью народного, национального исторического своеобразия [1, с. 16].

-2

1.2. Особенности использования наглядного материала при изучении фольклорных произведений

Ученые по-разному подходили к определению сущности понятия "наглядность". По мнению М. П. Воюшиной, наглядность не является целью обучения, а является скорее средством достижения цели урока и способствует повышению эффективности усвоения знаний [14].

По мнению Е. И. Матвеевой, наглядность является средством отражения и представления учителем начальной школы учебного материала, который преподается устно, то есть наглядность это отражение устного материала, который озвучивается на уроке [12, с. 27]. Схожей точки зрения придерживался Т. Г. Фирсова, утверждавший, что наглядность – это одна из форм подачи учебной информации [22, с. 104].

-3
-4

Вероятно, сам художник видел в своей Аленушке образ деревенской девочки с "чисто русской печалью в глазах", иначе он бы дал ей другое название. Можно предположить, что сказочность полотно приобрело невольно благодаря умению Васнецова передать состояние природы, откликающейся на настроение человеческой души, то, что так свойственно русскому фольклору. Так "Аленушка" Васнецова и стала ассоциироваться с той самой героиней из сказки про сестрицу Аленушку и брата Иванушку.

Полная версия работы у нас на сайте.

Курсовые, дипломные работы для педагогического колледжа. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /

Т. 7-988-027-88-34.

-5

Фольклор
7714 интересуются