Даже хрупкая яичная скорлупа может стать предметом искусства, если с ней умело обращаться. Житель Новокузнецка Павел Художников несколько лет занимается редким для Сибири творчеством. Он превращает яйца в настоящие шедевры – хрупкие, но невероятно красивые и необычные.
Павел Художников известен в Кузбассе и за его пределами прежде всего как фотохудожник. Фотоаппараты и видеотехника являются неотъемлемой частью его жизни более 30 лет. Его роскошные пейзажи, душевные портреты не раз демонстрировались на различных выставочных площадках города и не только. Несколько лет назад Павел решил себя попробовать в новом амплуа резчика по яичной скорлупе.
По прошествию недолгого времени сибиряк преуспел в новом творчестве и уже щедро делился своими достижениями. В 2018 году работы мастера были показаны на персональной выставке «Ажурные фантазии (резьба по яичной скорлупе)» в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость». На ней были представлены более 20 яиц. В нынешнем году выставочные работы Павла Художникова опубликовали в книге «Тысяча Новокузнецких дней в истории Кузбасса».
Искусством резьбы Павел увлекается давно, но изначально он работал с деревом. «Все началось в раннем детстве с рисования и резьбы по дереву, – рассказывает мастер. – Еще в юности я увидел в газете фотографии работ одного зарубежного мастера, который вырезает по скорлупе, и меня они особенно поразили. Я думал: «Как это возможно, это ведь скорлупа?». Но имея за плечами опыт резьбы по дереву, решил попробовать себя в этом виде творчества. Как потом оказалось, эти навыки мне мало чем помогли». Не имея никакого представления о технике резьбы по скорлупе, сибиряк пытался работать резцами по дереву. Он мог проводить за этим занятием неделю, но наковырять этим инструментом получалось не больше одного лепестка розы. Пришлось потратить несколько месяцев, прежде чем начало получаться уверенно хорошо. «Это сейчас зашел в интернет и посмотрел, почитал как это делается, – продолжает Павел, – а раньше я доходил до всего сам, делая много ошибок. Ох, сколько я испортил яиц!».
Впрочем, как говорит мастер, он до сих пор окончательно с этим материалом не смог подружиться. «Конечно, брака теперь гораздо меньше, чем когда я ковырял резцами по дереву, но сказать уверенно, что я мастер, – я не скажу. Особенно грустно, когда ты сделал работу, сдул с нее пыль, поставил на подставку, чтобы отойти и сфотографировать готовый экспонат, а он падает из-за легкого дуновения за твоей спиной. И, конечно, яйцо – вдребезги и нет вариантов, что можно его склеить», – сетует Павел Художников.
В коллекции сибирского мастера уже больше сотни воздушных, завораживающих взгляд сувениров. Темы его творчества разные – юбилейные даты Новокузнецка и Кузбасса, орнаменты и «цветочные натюрморты», изображения ликов Богородицы. Правда, большую часть из них мастер уже раздарил. Даже первую свою работу – яйцо с изображением собора Павел подарил своим родителям. Поэтому на сегодняшний день таких сувениров у него осталось чуть больше 20 штук. Среди них есть несколько работ его супруги Ольги, которые выполнены в технике вышивки по яичной скорлупе. Она увлекается этим делом много лет: создает вышитые картины, украшает скатерти, салфетки старинным вышивальным швом «роспись». Кстати, мастериц, которые занимаются декорированием яичной скорлупы с помощью лент, можно по пальцам пересчитать. Собственно, как и умельцев вырезания по этому хрупкому материалу.
Сюжеты для своих ажурных работ Павел придумывает сам, но иногда и подсматривает в Интернете. «Что-то копирую из увиденного, лишь немного меняя картинку или, наоборот, усложняю рисунок, многое беру из головы. Но, конечно, когда рисунок придумываешь сам, то сам процесс интереснее получается», – отмечает мастер.
Как говорит Павел Художников, приготовить скорлупу для ее оформления несложно – используя тонкую иглу, нужно аккуратно проделать два отверстия в скорлупе, а затем выдуть содержимое яйца в миску. «Хотя можно и сразу в сковороду, – улыбается сибиряк. – После этой незамысловатой процедуры по определенной технологии очищаю внутри скорлупу от пленки и после сушки яйцо готово к творчеству».
Прежде чем начать резьбу по этому хрупкому материалу, Павел наносит рисунок на скорлупу простым карандашом. И только потом можно смело творить. Без специальных инструментов продуктивная резьба по яичной скорлупе невозможна. Все узоры мастер вырезает бор-машинкой, по типу той, которой стоматологи лечат зубы. Собственно, Павел как раз и чаще всего использует стоматологические боры (сверла). Они, как говорит резчик по яичной скорлупе, самым лучшим образом подходят для мелких задач. «Яйцо никогда ничем не обрабатываю – ни в начале, ни по завершению работы. Природа создала отличную поверхность, приятную на ощупь и красивую шагрень на вид. Если лакировать или использовать сверху какие-то вещества, то теряется вся природная задумка», – объясняет Павел.
В качестве основы для своих работ он использует, в основном, гусиные и куриные яйца, меньше утиные и перепелиные – они совсем хрупкие. «Приятнее, конечно, работать по твердой и крепкой страусиной скорлупе. На втором месте по крепости и доступности – гусиное яйцо. Самое хрупкое для резьбы – перепелиное», – говорит сибиряк. Время, которое тратит мастер на одно ажурное яйцо, зависит от сложности рисунка и хрупкости материала. К примеру, большое страусиное яйцо с полным покрытием рисунка в технике барельеф можно сделать за 3–4 дня. Гусиное, которое в разы меньше по размерам, получится завершить только через неделю. И рисунок, конечно, на таком яйце будет плоским. «Где скорлупа крепче и пластичнее, как страусиная, резать легче. Гусиное чуть надавил пальцами, и сразу брак. Соответственно режешь медленно, в напряжении, оттого и дольше. Если брать средние сроки и не самые сложные рисунки, то на одно яйцо уходит примерно от 4 до 7 дней», – говорит Павел.
«Любимчиков» среди своих ажурных работ у Павла нет. «Это, наверное, как в кулинарии – сегодня это блюдо самое вкусное, а завтра уже приелось. Кажется, еще вчера я говорил себе, что этот рисунок очень сложный и мне готовый экспонат нравится больше всех. Завтра, вырезая другую картинку, я скажу, что именно эта самая классная и сложная. Одним словом – мне все симпатичны!», – поделился мастер своими мыслями по поводу любимых работ и рассказал, что в настоящий момент у него творческая пауза. Говорит, что у художников такое бывает – после бурной реализации творческой энергии творцу обычно нужен перерыв. А вообще, у Павла задумок – громадье, и, как он говорит, в будущем он их обязательно претворит в жизнь. Есть у сибиряка мечта сделать из скорлупы многослойную композицию, к примеру, цветочную клумбу, или по типу матрешки – яйцо я яйце.
Павлу Художникову постоянно поступают предложения выставить свои работы, но он пока не представляет как эти «пушинки» перевозить на расстояния без ущерба будущим экспонатам. «Вот вырежу еще штук пятьдесят яиц, тогда обязательно поделюсь своим творчеством, – рассказывает Павел, а начинающим мастерам посоветовал не бояться экспериментировать. Даже если кропотливо созданное вдруг ломается, можно всегда начать заново. «Терпение и желание создавать красоту обязательно укрепит уверенность в творчеством процессе», – говорит сибиряк.
Фотографии предоставлены героем публикации