Программные задачи:
- формировать у детей умения обследовать предметы и явления, выявлять причинно-следственные связи;
- способствовать освоению представлений о свойствах осенних листьев, особенностях копировальной бумаги;
- стимулировать активность в разрешении поисковых ситуаций и использовании пиктограмм;
- развивать воображение, моторику руки; воспитывать интерес к исследованию новых объектов.
Материал и оборудование:
— корзина с осенними листьями;
— магнитная доска, пиктограммы;
— лист бумаги с изображением контура кленового листа для образца, альбом для рисования, прищепки, копировальная бумага, карандаши по количеству детей;
— мультимедийная установка; аудиозаписи спокойной и ритмичной музыки.
Предварительная работа: подготовка презентации, рассматривание природных объектов с использованием набора пиктограмм, наблюдение за листопадом, знакомство с особенностями разных видов бумаги.
Ход занятия
Слышится чей-то звук. На экране появляется изображение осеннего листка (Шушика).
Шушик. Здравствуйте, ребята!
Воспитатель (В.). Здравствуйте!
Шушик. Я — Шушик!
В. Какой такой Шушик?
Шушик.
Весной я был маленьким, милые детки.
Целое лето жил я на ветке,
Нравилось быть мне зелёным-зелёным.
И я всегда был весёлым-весёлым.
Долго на ветке так я сидел,
Пока немножко не пожелтел.
Осенью я пожелтел, потемнел,
И потихоньку с ветки слетел.
Ветер на землю меня и послал.
Летел я, летел, шуршал и шуршал —
Вот потому-то и Шушиком стал.
В. Голяховский
Я принёс вам много листьев.
В. Ребята, посмотрите, сколько разных и красивых осенних листьев принёс нам Шушик! (Достаёт из корзины по листочку, показывает детям, они называют, с какого дерева листок.) Выберите любой листок и рассмотрите его.
Дети в парах сравнивают листья по форме, называют отличительные и сходные признаки.
В. Ребята, листья опадают потому, что холодную осеннюю воду корни дерева не впитывают. Потрогайте жёлтые листья, их черешки без жидкости стали твёрдыми и грубыми. Листок не может удержаться на дереве и падает на землю. Вспомните, какими свойствами обладает сухой осенний листок?
На магнитной доске размещены пиктограммы. Дети, используя их, называют свойства листка: сухой, лёгкий, разноцветный и т.д.
В. Сейчас я познакомлю вас с новым свойством листка. Какие звуки он издаёт, упав на землю, находясь на ветру или у нас под ногами? (Шуршит, трещит, ломается.)
Выставляется пиктограмма — ноты, листок издаёт звук (шуршит).
Шушик. Ребята, листья падают медленно, устилая землю золотым ковром. Это — листопад. В лесу, саду, парке, где лежит ковёр из листьев, земля не промерзает в сильные морозы, не повреждаются корни деревьев.
В. Спасибо, Шушик, за интересный рассказ.
Шушик. В лесу я встретил художника, мы с ним играли. Давайте поиграем и с вами.
Физкультминутка
Под ногами листопад,
(Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)
Листья жёлтые лежат,
Листья красные лежат.
(Руки на поясе — повороты вправо, влево.)
А под листьями шуршат
Шуш, Шушиха и Шушонок —
Папа, мама и листёнок.
(Наклоны вперёд.)
Шушик. Ребята, смотрите, художник подарил мне нарисованный листок. (Показывает лист бумаги, на котором изображён контур кленового листа.)
В. Ребята, что можно делать на таком листе бумаги? (Ответы детей.)
Шушик. Как хорошо, что на нём можно рисовать. А у вас есть такие листы бумаги? (Ответы детей.) У меня есть друзья, такие же Шушики, как и я. Они очень любят раскрашивать, правда у нас в лесу нет раскрасок.
В. Шушик, не расстраивайся. Ребята, как можно помочь Шушику? (Купить раскраски, отдать свои.) Я предлагаю нарисовать раскраски для Шушика. Сколько мы сможем их нарисовать? (Ответы детей.)
Шушик. Только у меня есть много друзей. Я опасаюсь, что всем может и не хватить.
В. Что же нам сделать, чтобы всем хватило раскрасок? (Ответы детей.) Естественно, можно нарисовать несколько раз, но на это может уйти слишком много времени.
Хотя… я знаю, что делать. Есть у меня волшебная бумага, и она нам поможет. Вот она. (Демонстрирует детям копировальную бумагу.) Может кто-то из вас уже видел её раньше? Для чего она нужна и как называется? (Ответы детей.)
Правильно, она нужна, чтобы получить точное повторение картинки — его копию. Поэтому и называется — копировальная бумага или копирка. С помощью этой бумаги мы и нарисуем много раскрасок для Шушика и его друзей.
Давайте её рассмотрим. (Раздаёт детям копирки.) Сколько у копировальной бумаги сторон? Они одинаковые? (Ответы детей.) Давайте потрём пальцем. Одна из сторон с краской, другая — матовая. Что нам нужно, чтобы сделать раскраски Шушику? (Бумага, копирка, карандаш.)
На экране Шушик рисует, но у него ничего не получается.
Шушик. Не волшебная это бумага! Ничего не выходит!
В. Не расстраивайся, Шушик. Бумага волшебная! Ребята, почему у Шушика ничего не получилось? (Ответы детей.) Чтобы воспользоваться копировальной бумагой, как нужно её положить? (Ответы детей.)
Шушик. Ребята, я вам предлагаю красивые осенние листья. Обведите их и получатся раскраски.
В. Ребята, чтобы красиво обвести листья, их нужно крепко держать рукой или закрепить прищепкой, чтобы не сдвинуть с места.
Дети берут по 2 листа бумаги, между ними кладут копирку, проверяя правильность размещения, скрепляют бумагу прищепками или придерживают рукой, под спокойную музыку обводят листок по контуру.
Шушик. Молодцы! Я рад, что вы мне помогли! У вас получились замечательные раскраски.
В. Шушик, ребята старались, поэтому у них всё получилось.
Шушик. Спасибо! Ребята, мне нужно уходить, но прежде чем уйти я хочу по-играть с вами.
Игра «Листочки»
В. Ребята, мы с вами будем листья. Давайте послушаем музыку и попробуем вести себя как листья осенью. Когда музыка остановится, вы скажете, какой вы листок, с какого дерева, какого цвета и куда летите.
На экране демонстрируются разные действия осенних листьев. Дети играют с Шушиком.
Шушик. Спасибо вам, ребята. Мне уже пора. До свидания.
Ребята прощаются. На экране исчезает изображение Шушика.
В. Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Как называется волшебная бумага? (Ответы детей.) Я знаю, что осенние листья разноцветные. А что знаете вы? (Ответы детей.)
Молодцы! Предлагаю вам дома с родителями попробовать найти другие варианты использования копировальной бумаги.