Найти тему
СВОЛО

Ну не может либералка не подгадить России, хоть в полуслове

Вот пример неправды у Киры Долининой, этой многомесячной (пока я читаю её книгу) вдохновительницы моих статей на этом канале:

«…Немецкого XX века в Эрмитаже практически нет. Все заканчивается на Кандинском, что, конечно, неплохо, но его искусство не очень немецкое и, по сути, еще одной ногой в веке XIX» (2013. http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=88).

И ведь ещё год до Русской весны…

Буду предполагать, что речь об абстракционизме.

Это верно, что абстракционизм «не очень немецкое» явление, потому что оно общеевропейское. Но Долинина-то имела в виду, что оно в России претендует на именование российским, а то – отсталое.

Абстракционизм у Кандинского возник от страшенного разочарования от юриспруденции как таковой – за той чёткость и определённость. То есть от ограниченной свободы. И можно, конечно, прицеплять мысль, что в Российской империи было особенно мало свободы, вот Кандинский и взбунтовался. Но в России сутяжничать – это плохое качество, тогда как на Западе, сколько я знаю, наоборот. Римское и наполеоновское право… что-то смутно память напоминает. Другое русское качество, православие; это другая причина рождения абстракционизма. Точнее, не она, а особенно страдательное перенесение общего по всей Европе кризиса христианства из-за успехов науки в 19 веке. Страдатели – и Кандинский был среди них – метнулись к идее Третьего пришествия, пришествия не Бога-Сына, а Бога Духа Святого. Но это было коллективистское по качеству движение, Кандинский же был индивидуалист. И потом – оно ему показалось каким-то инфантильным и мечтательным, а его тянуло к трезвости. А оценка трезвыми в Европе современной им науки – позитивизма (неча, мол, лезть глубже – и так всё ясно) – была: пошлость. Оценка ими же западноевропейской сытости среднего класса – пошлость. Сочувствие беднейшим – тоже пошлость. А кризис в физике – совсем трагедия. И вот – Мондриан, в Голландии с 1915, во Франции с 1919.

Мондриан. Натюрморт с кувшином и имбирём II. 1912.
Мондриан. Натюрморт с кувшином и имбирём II. 1912.

Делоне с 1912 во Франции.

Делоне. Синхронные окна (Одновременно открытые окна). 1912.
Делоне. Синхронные окна (Одновременно открытые окна). 1912.

Маньели в Италии – с 1918.

Маньели. Лирический взрыв № 12. 1918.
Маньели. Лирический взрыв № 12. 1918.

Чех Купка во Франции с 1911.

Купка. Амфора. 1912.
Купка. Амфора. 1912.

Доув в США с 1911.

Доув. Рифы. 1911.
Доув. Рифы. 1911.

Кандинский, правда, самый первый – с 1910.

Кандинский. Без названия. 1910.
Кандинский. Без названия. 1910.

По датам, кстати, видно, что век, собственно, уже не 19-й (если не считать, как некоторые, что собственно ужасный 20-й век начался в 1914 году, с Первой мировой войны). А в данном случае считать так нельзя, потому что абстракционизм начал вариться, да, из ницшеанства 19 века: в постимпрессионизме, в настроениях конца света в конце века. Но понадобилось несколько переходных ступеней упрощения, чтоб докатиться до беспредметности: фовизм и кубизм.

Зачем Долининой понадобилось так опускать первенство Кандинского? – Думаю, от тайной русофобии: Россия-де – страна отсталости: была и есть. Поэтому даже там, где она всех обогнала явно (неявно – никто не осознал – было с настоящим реализмом у Васильева, Крамского, Шишкина и Репина ещё в 19 веке {настоящий – это угадывание в социуме такого нового, которого ещё никто не чует}), - поэтому и явный обгон России Долининой надо представить некой отсталостью: «еще одной ногой в веке XIX».

9 августа 2024 г.