Халат, резиновые перчатки, скальпель в руках — при взгляде со стороны это могут быть как хирург, так и реставратор. Очень часто в интернете, в разных вольных повествованиях, можно встретить некорректное сравнение, дескать, реставраторы - они же как врачи.
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
В знак глубочайшего уважения к врачам истинным, в особенности к хирургам, часто спасающим самое ценное, что есть у нас с вами — наши жизни: первым фото, иллюстрирующим эту статью, я поставила фото настоящего хирурга.
Давайте разберемся, наконец, в чём сходство и в чём разница между представителями этих двух профессий. Сегодняшняя статья родилась благодаря вашим вопросам, друзья. Я читаю их в комментариях и они помогают мне понять, какую тему я осветила недостаточно или вообще её не коснулась, а давно надо было!
Сегодня благодарим нашу читательницу Liliya за хорошие, правильные вопросы по существу.
- Я написала, что реставраторы не работают в белых халатах, а специалисты института Гетти в египетской гробнице как раз в белой спецодежде, почему?
- Реставраторы то надевают перчатки, то снимают, на одних фото они в резиновых перчатках, на других - в белых трикотажных, но часто работают вообще без них. А если, к примеру, вспотеют руки, не вредно ли это для произведения искусства?
- Скальпели и макетные ножи сильно отличаются в цене не в пользу первых. Не всё ли равно, чем работать, какая между ними разница?
Давайте разбираться! Я подобрала для вас много фотографий, какие-то из моего архива, другие из интернета, чтобы наглядно проиллюстрировать все ответы.
Единственное сходство между хирургами и реставраторами это антураж. Белые халаты (у реставраторов - редко), блестящие медицинские инструменты, микроскопы, много света, какая-то штуковина на лбу... И на этом, пожалуй, всё сходство заканчивается.
Думаю, принцип "не навреди", образно говоря, можно отнести к представителю любой профессии. Но больше он подойдёт, скажем, работникам образовательной сферы или любой другой, связанной со здоровьем человека, физическим и ментальным.
Как говорилось в старом добром фильме:
"— Ошибки врачей дорого обходятся людям.
— Да. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого."
У реставраторов работа более спокойная, и ошибки реставраторов не имеют столь катастрофических последствий. Они исправимы в техническом плане и потом не заметны внешне. А вот неудачные пластические операции "медийных звёзд"... Да, в этом смысле реставраторам несказанно повезло, друзья. Если бы каждый раз, когда я сажусь за мольберт, на кону стояла человеческая жизнь, я бы не выдержала такого напряжения. Низкий, земной поклон нашим врачам.
С нейрохирургом?! Тем более, нет. Ещё раз — нет, нельзя сравнить, ни по грузу ответственности, ни по объему знаний, ни по напряжению в осуществляемой работе.
Теперь, друзья, поговорим отдельно о каждом заданном вопросе, внесём в них ясность, разберемся по каждому пункту.
ВРАЧИ
Белые халаты, перчатки, шапочки - у врачей всё это служит для того, чтобы добиться максимальной чистоты, а в хирургии - стерильности. Вы все наверняка видели документальные кадры, показывающие, как тщательно и долго хирург моет руки перед операцией, как он обрабатывает их антисептиком, а потом ассистент помогает ему надеть стерильные резиновые перчатки. Даже на флаконе с антисептиком присутствует специфический рычаг, чтобы можно было нажать его локтем.
СТЕРИЛЬНОСТЬ - цель сложной экипировки, если можно так сказать, врачей, а хирургов в особенности.
РЕСТАВРАТОРЫ
У реставраторов нет никакой необходимости соблюдать стерильность на рабочем месте, а картинам она тем более ни к чему. Реставрационные процессы в большей своей степени достаточно грязные, испачкаться можно и клеем, и краской, и лаком, и много чем еще. У вас сейчас может возникнуть ассоциация со строителем или маляром: а в этом и правда есть определенный смысл.
У реставраторов в ходу различная спецодежда: халаты, фартуки, нарукавники, спецовки и комбинезоны вполне строительного фасона и толка.
При этом перед ними не стоит задача НЕ ИСПАЧКАТЬ КАРТИНУ.
Цель стоит совершенно противоположная - НЕ ИСПАЧКАТЬСЯ САМОМУ и не испачкать свою одежду.
Не всегда это удается в полной мере...
С белым халатом у меня в юности случился досадный конфуз. Ещё до поступления в академию, по первой своей специализации, я занималась реставрацией монументальной живописи, настенной. Работа была нелёгкая, пыльная, велась преимущественно на лесах. И однажды нам поступил заказ не на реставрацию, а на роспись: в Ленинградской консерватории нужно было расписать стены в комнате отдыха (из неё решили сделать "зимний сад"). Эскизы утвердили и мы приехали туда работать. А поскольку в помещении были потолки стандартной высоты, никаких лесов, мы расслабились. Решили, что можно и спецовки не надевать, взяли белые халаты. Сотрудники консерватории и студенты постоянно заглядывали посмотреть, одни принимали нас за врачей, другие уже знали, что это "реставраторы пришли рисовать Летний сад". Работали мы там примерно неделю и к концу работы наши белые халаты, ожидаемо, то там, то сям были испачканы лаком и краской. И надо же было нам в одном из коридоров "пересечься" с их местным врачом из медпункта. Она посмотрела на нас сначала озадаченно, затем с недоумением, спросила, кто мы, и узнав, что не врачи, сказала: "Это хорошо, а то вы меня испугали. Белые халаты должны быть идеально чистыми, для того они и белые." И я с этим совершенно согласна. Так что это был первый и последний белый халат в моей профессиональной практике.
Грязный белый халат выглядит плохо, особенно сильно при нашей работе он пачкается на манжетах.
Реставраторы могут быть в белых халатах, например, на реставрационном Совете - представительно и официально. На фото: коллеги готовятся к реставрационному Совету:
Реставратор может ходить в белом халате, если планирует в течение дня заниматься документацией: бумажной работой или работать за компьютером. Ниже я-студентка и моя руководительница Нина Александровна Сарынина. На моём халате уже какая-то белая краска ("вляпалась"), и это ещё не предел для нашей рабочей одежды. Ни масляная краска, ни лак не отстирываются, так что, чем меньше они заметны, тем лучше.
С большой натяжкой белые халаты могут носить реставраторы графики. В силу специфики, у них нет в ходу масляных красок и в целом меньше возможностей испачкаться в процессе работы:
Иногда реставраторы могут надеть белый халат, чтобы сфотографироваться во время съемок, по просьбе ведущего. Как правило такие постановочные фото сразу заметны, когда-нибудь мы и до них доберёмся и улыбнемся.
Коллеги из "Центра консервации Гетти" (США) в белой униформе потому, что специфика этой работы предполагала контакт с мелом, известью, а также удаление высолов с поверхности стен.
Все эти загрязнения как раз меньше всего заметны именно на спецодежде белого цвета. А краску, которую они используют, можно легко отстирать.
Перчатки реставраторы надевают с той же целью - не испачкать руки и защитить их от агрессивных реагентов.
Здесь надо отметить вот какой нюанс. Когда картина в музее, в раме, в экспозиции - её поверхности, то есть красочного слоя, вообще ничем касаться нельзя, ни голыми руками, ни в перчатках.
Можно перемещать её, держась за раму руками в хлопчатобумажных перчатках.
А граница между "можно" и "нельзя" - покрытие картины лаком. Пока картина в работе и не покрыта лаком, прикасаться к ней можно. На фото ниже коллеги из Русского музея проводят укрепление красочного слоя и грунта, а до покрытия лаком ещё очень далеко:
На следующем фото наша знакомая, открывшая кита. Она удаляет запись с авторского красочного слоя без перчаток и так работает большинство коллег. Иногда, правда, реставраторам приходится выполнять этот этап работы в резиновых перчатках.
Используют они их, чтобы уберечь кожу от воздействия паров смеси растворителей. У некоторых моих коллег кожа их не переносила, начиналась аллергия.
Ниже на фото реставратор также проводит расчистку, удаляет старый пожелтевший лак. Работает коллега в обычной своей одежде и без перчаток. На этом этапе, действительно, испачкаться довольно сложно.
Собственно, выбор перчаток диктует сам характер работы. Понятно, когда необходимо защитить кожу рук резиновыми перчатками, а когда достаточно трикотажных, дышащих.
После того, как картина покрыта лаком, проводится завершающий этап реставрации, живописное восстановление (тонировки). И вот тогда её поверхности нельзя касаться ни в перчатках, ни без. Тогда реставраторы используют опору для руки, которая называется "муштабель". Обычно это деревянная реечка, которая отстаёт от картины на 1-2 см, на которую реставратор опирает руку, как на фото ниже:
Теперь поговорим о скальпелях и макетных ножах. Реставраторы используют скальпель в своей работе не для рассечения в глубину, как хирурги. Мы используем скальпель, когда нужно что-то почистить, поскоблить, поковырять или прижать (придавить).
Для этого удобнее и безопаснее использовать инструмент с закруглённым лезвием.
Такая форма лезвия позволяет контролировать движение и не надавить на картину острым кончиком при расчистке оборота холста.
Что касается цены, скальпели дороже стоят, но хватает их... на всю жизнь. Весь инструмент реставраторы получают на складе: всё, что необходимо для работы, организация или музей выдают своим сотрудникам под каждый новый заказ. На следующем фото мои скальпели, которым 20+/- лет и они пригодны к использованию так же, как двадцать лет назад.
А выдали мне их достаточно, чтобы заменить старые на новые, но в этом нет необходимости. Этот инструмент в реставрации прочен и долговечен.
Кстати, если действительно нужно что-то разрезать или подрезать, то удобнее использовать скальпели со сменным лезвием или одноразовые, и те, и другие с фаской. И даже они предпочтительнее, чем макетные ножи.
Друзья, надеюсь, что мне удалось ответить на предложенные вопросы и эта информация добавила ещё немного ясности к пониманию тонкостей профессии реставратора. Если у вас тоже есть какие-то вопросы, оставляйте их в комментариях и я приготовлю вторую статью с ответами.
У меня осталась нераскрытой ещё одна "прикладная" тема.
Liliya предположила, что некоторые фото постановочные, и она права. Я никогда не делала на этом акцент и ни разу не касалась в статьях. В отдельной статье я сделаю подборку самых разнообразных фотографий и реставрационных процессов и мы с вами проведём расследование: какие из них сделаны в процессе работы, а какие - точно постановочные и почему.
Прощаемся ненадолго, до следующей статьи.
Всем добра!