Онлайн-мошенничество набирает обороты, и маркетплейс Ozon стал одной из площадок, где можно столкнуться со злоумышленниками. Рассказываем, какие схемы используют мошенники для обмана и как не стать их жертвой, покупая на Ozon.
Отправка подделок и удаление карточки товара
Наиболее популярная схема мошенничества — продажа неоригинального товара. Чаще всего это касается техники. Классическая ситуация, о которой не раз покупатели рассказывали в интернете, — покупка подделки AirPods.
Человек заказывает наушники. Получает товар, а позже понимает, что это подделка. Причем часто серийный номер таких AirPods проходит проверку на сайте Apple. Подделку выдает качество самих наушников. Например, качество звучания, встроенного микрофона или отсутствие функции шумоподавления.
Покупатель открывает приложение для оформления возврата и натыкается на второй этап мошеннической схемы — продавец удалил карточку товара. Оформить возврат без карточки можно, а вот оставить негативный отзыв и предостеречь других покупателей — нет.
Чтобы не купить подделку, обращайте внимание на цену — слишком низкая цена с большой скидкой должна насторожить. Мошенники играют на желании покупателя сэкономить, поэтому часто предлагают самые заманчивые цены.
Зайдите на сайт Apple и узнайте, сколько стоят оригинальные наушники такой же модели. 249 долларов за AirPods Pro — это около 21,5 тысячи рублей. Цена на Ozon не должна быть сильно ниже этой суммы.
Перед покупкой читайте отзывы. Причем подозрительным может быть не только их отсутствие, но и положительные отзывы с большим количеством дизлайков. Это обманутые на удалении карточки покупатели пытаются «подать голос» и предупредить других, что 5 звезд — это ложь, а товар — подделка.
Внимательно изучайте все характеристики товара. Они не должны расходиться с данными, указанными на официальном сайте Apple. После получения товара проверьте все его функции. Например, запишите голосовое сообщение в наушниках и прослушайте его, чтобы убедиться в качестве микрофона.
Переход в мессенджеры и отправка фишинговых ссылок
Еще одна схема мошенничества на Ozon — переадресация пользователя на сторонние площадки. Продавец заманивает покупателя привлекательной ценой. Человек оформляет на Ozon заказ, после чего получает от продавца сообщение о том, что товар на этом складе закончился, однако его могут доставить с другого.
Покупателю предлагают вернуть деньги за заказ и оформить новый по ссылке, которую пришлют на почту. Если согласиться, на почту пришлют фишинговую ссылку, через которую мошенники украдут не только все деньги с банковского счета, но и данные карты.
Чтобы не попасться на уловку, совершайте покупки только через сервис Ozon и не открывайте подозрительные ссылки от продавцов. Если заподозрили мошенничество, пишите жалобу в поддержку маркетплейса, чтобы обезопасить других пользователей.
Схема с фишинговыми ссылками не новая. Ее часто используют мошенники и на других площадках — Авито или Юле.
Отправка другого товара из-за границы
Товары из-за границы на Ozon — вот где легко попасться на обман. Схема мошенничества популярна в отношении дорогих товаров. Особенно электроники.
Например, продавец предлагает проектор Formovie Theater по выгодной цене — 187 105 рублей.
На официальном сайте производителя цена в разы выше — 3 499 долларов или больше 300 000 рублей.
Продавец на Ozon — иностранная компания из Китая. Доставку придется ждать 20 дней. Кроме цены товара, придется заплатить таможенную пошлину за пересылку из-за границы — более 26 000 рублей.
Человек покупает, сверху оплачивает дополнительные сборы и через 20 дней получает свой заказ. Но внутри посылки оказывается совсем не то, что он покупал. Пользователь хочет оформить возврат, пишет в поддержку Ozon и сталкивается с настоящей головной болью:
- Оформить возврат заграничного товара можно только в течение 3 дней. Причем покупатель заказывает пересылку службой доставки и оплачивает за свой счет
- Пользователь должен указать причину возврата, описать все дефекты товара, прикрепить несколько фото
- Далее нужно согласовать возврат с продавцом, запросив адрес для обратной отправки. Вся процедура может занять до 7 дней
После продавец отправляет покупателю несуществующий адрес. В итоге ни товар, ни потраченные деньги вернуть не получится. Ozon, со своей стороны, не несет за это никакой ответственности. Согласно пользовательскому соглашению, маркетплейс выступает просто посредником между покупателем и иностранным продавцом и не отвечает за качество купленных на Ozon товаров.
Чтобы не попасться на мошенников из-за рубежа, смотрите не только на цену товара, отзывы и рейтинг продавца. Изучите еще и информацию о продавце. Если в карточке указана сомнительная компания, перед покупкой стоит дважды подумать.
С каждым годом мошенники придумывают все более изощренные схемы обмана. Они играют на эмоциях жертв, вводят в заблуждение и даже запугивают. Будьте бдительны, проверяйте информацию и предупреждайте близких о новых видах мошенничества.
Вы сталкивались с мошенничеством на Ozon? Рассказывайте свои истории и делитесь опытом в комментариях.