Ещё в конце 2023 года.Сергей Шойгу, бывший глава Минобороны, обнародовал важную информацию: в России найдено решение по обновлению транспортников, которые должны сменить устаревшие Ан-72 и Ан-26. Подробности о новом оборудовании остаются тайной, хотя есть три потенциальных кандидата: Ил-112В, ТВРС-44 «Ладога» и проект Ил-212. Вопрос о том, кто из них имеет больше шансов на принятие на вооружение, остается открытым. Сроки внедрения новых транспортников тоже требуется уточнить.
Согласно сообщениям неофициальных источников, планируется создание нового военно-транспортного самолета Ил-212 с турбореактивными двигателями. Сначала речь шла о модернизированном варианте Ил-112В, но теперь возможно обсуждение совершенно новой модели. Исправленное крыло, шасси, новые топливная и гидросистема – все это обещает новый самолет. Разговор идет о сохранении базового оборудования, при этом заменяются двигатели на более современные.
Предложенные для установки на самолеты ПД-8 реактивные двигатели будут размещены над крылом, как это сделано на Ан-72, для обеспечения возможности эксплуатации нового воздушного судна с грунтовых аэродромов и неподготовленных полос. Планируется, что у самолета будет увеличена грузоподъемность за счет использования более мощных двигателей.
Это означает старт нового проекта военно-транспортного самолета и конкуренцию уже трех проектам - Ил-112В, Ил-212 и ТВРС-44 «Ладога», который оснащен двумя турбовинтовыми двигателями. Какой из них окажется наиболее необходимым – вопрос.
Разработка самолета Ил-112В находится в процессе, в то время как создание Ил-212 потребует многих лет. Проблемы возникли на этапе испытаний у Ил-112В, но двигатель уже сертифицирован. Оба транспортных самолета предназначены для разных задач и могут быть важны для Минобороны. Глава портала «Авиа.ру», Роман Гусаров отметил, что задержки связаны с возгоранием двигателя, но после доработки и сертификации в декабре 2022 года, двигатель ТВ-117СТ-01 готов к использованию.
Рассуждая о перспективных самолетах Гусаров, отмечает разнообразие классов и их функциональность. Важно учитывать, что установка ПД-8 на "Суперджет" с грузоподъемностью 12 тонн предполагает аналогичную грузоподъемность для Ил-212. Он подчеркивает, что Ил-112В является легким военно-транспортным самолетом с грузоподъемностью около пяти тонн, тогда как Ил-212 относится к среднему классу.
Гусаров отмечает, что класс тяжелых Ил-76 существует, но необходимо обратить внимание на отсутствие среднего класса транспортного самолета. В итоге, он заключает, что Ил-212 способен перевозить в два-три раза больше груза, чем Ил-112В.
Для успешной доставки грузов различного веса на разные расстояния используются разные типы транспорта. Легкий транспортник специализируется на перевозке грузов весом до пяти тонн и на небольшие дистанции. Если нужно доставить груз весом 10-15 тонн на расстояние до четырех тысяч километров, то средний транспортный самолет более выгоден, чем три рейса легкого самолета с дозаправкой.
Тяжелый транспортный самолет необходим для перевозки больших грузов (40-60 тонн) на большие расстояния, например, из европейской части России на Дальний Восток. В пассажирских перевозках также существуют три сегмента лайнеров, что же касается транспортных перевозок, то здесь действует аналогичная логика.
После авиакатастрофы Ил-112В, проект был заморожен, что отметил глава портала по авиации «Авиапорт» Олег Пантелеев. Пантелеев отметил, что турбовинтовый двигатель ТВ-117С не подходит для перевозки данных грузов, предназначенных для самолета Ил-112В. Грузы, которые могли поместиться в грузовую кабину, не соответствуют грузоподъемности. Для исправления ситуации требуется более мощный двигатель, однако у двигателя ТВ-117С уже есть предел увеличения мощности, и подходящего более мощного турбовинтового двигателя на данный момент нет.
В 1977 году был выполнен первый полет самолета Ан-72, который остается в эксплуатации военных органов. В России разработан новый реактивный двигатель ПД-8, что привело к появлению идеи заменить Ан-72 на самолет Ил-212. Он отличается от своего предшественника не только более высокой скоростью, но и способностью взлетать и садиться на непригодных для использования взлетно-посадочных полосах и грунтовых аэродромах.
Конструкторское бюро, входящее в компанию «Ильюшин», не ранее, чем недавно, приняло решение создать прямую замену Ан-72, используя опыт, накопленный при разработке Ил-112В. По мнению Пантелеева, без этого решительного шага такого совершенствования не могло бы произойти.
Эксперт Пантелеев предполагает, что прямой заменой самолета Ан-26 должен стать ТВРС-44, который, по его мнению, гораздо более подходит для замены, чем проект Ил-212. Оценить потребность нашего рынка в подобных самолетах сложно из-за того, что определение этого лежит на Минобороны – главном заказчике. Окончательное решение, на каком проекте ставить акцент и сколько машин нужно, будет в итоге принимать ведомство.
Позиция заказчика, а именно Вооруженных сил, будет основным фактором в определении судьбы проекта Ил-212. Если заказчику требуется современный Ан-26, то перспективы для Ил-212 будут не самыми бодрыми.
Однако, если заказчику потребуется, чтобы его бронетехника более крупного размера могла взлетать в воздух, тогда спрос на Ил-212 появится и им будет сделан заказ. Минобороны, в свою очередь, будет влиять на судьбу самолета ТВРС-44, который может стать прямым наследником Ан-26, а также Ил-212, будущий прямой заменой Ан-72. Возможно, будет принято решение в пользу либо одного проекта, либо оба самолета получат возможность стать реальностью в ближайшем будущем.
По словам эксперта, создание нового типа самолета для замены Ан-26 считается более значимым, чем замена Ан-72. Он отмечает, что проект Ил-212, планированный несколько лет назад, не был включен в планы разработки. Спецификации для этого самолета были определены прежде всего наличием нового двигателя ПД-8, а не другими обстоятельствами.
Проект Ил-212 имеет шанс на реализацию только после одобрения его потенциальным заказчиком, Министерством обороны. Однако, разработка данного проекта займет длительное время.
Эксперт высказывает уверенность в том, что окончательная версия самолета не будет готова до 2030-х годов, так как сейчас в авиационной промышленности есть проблемы более высокого приоритета, такие как необходимость быстрого замещения импортных моделей.
Гусаров заключает, что вопрос о дальнейшей судьбе сверхтяжелого транспортного самолета Ан-124 остается открытым. Помимо этого, обеспечение двигателем ПД-8 для "Суперджетов" имеет высший приоритет из-за большой производственной программы.