Дипломная работа для педагогического колледжа. База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №128 Дзержинского района Волгограда".
Аннотация. Дипломная работа посвящена актуальной проблеме развития познавательных способностей младших школьников посредством игровых технологий во внеурочной деятельности. В работе раскрыты сущностные характеристики понятия «познавательные способности» младших школьников, рассмотрены актуальные аспекты применения игровых технологий во внеурочной деятельности начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО. Описана специфика применения игровых технологий учителем начальных классов с целью развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности образовательной организации. Разработана и апробирована программа деятельности учителя начальных классов по развитию познавательных способностей младших школьников посредством игровых технологий во внеурочной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов учителями начальной школы, студентами педагогических вузов, а также в теоретических курсах по педагогике и организации воспитательной работы.
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущностные характеристики понятия «познавательные способности» младших школьников
1.2 Актуальные аспекты применения игровых технологий во внеурочной деятельности начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Специфика применения игровых технологий учителем начальных классов с целью развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности образовательной организации
2.2 Программа деятельности учителя начальных классов по развитию познавательных способностей младших школьников посредством игровых технологий во внеурочной деятельности и результаты её апробации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ. 54 стр.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психолого-педагогическое изучение школьников с целью укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, на фоне которой формируются психические свойства качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Проблема развития познавательной активности младших школьников с давних времен находилась в центре внимания. Ведь если учащиеся будут проявлять познавательную активность, то процесс обучения будет проходить более эффективнее. Многие ученые рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию (А.В. Скрипченко, Б.М. Теплов, А.П. Усова, В.Д. Шадриков).
Познавательная активность – это качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты (С. М. Вишняков).
Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. Фактором развития личности, перехода от незнания к знанию выступают познавательные способности. Проблема исследования познавательных способностей детей уже давно привлекала внимание педагогов и психологов (Л.А. Венгер, Н.Л. Лейтес, А.Н. Матюшкин, Н.А. Менчинская, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.).
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания начальной школы, относятся игровые технологии (В. В. Петрусинский, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров, С. А. Шмаков, М. В. Кларин, А. С. Прутченков и др.).
В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников (Ф. К. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова и др.). Педагоги и учёные рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно младшего школьного возраста (С. В. Арутюняном, О. С. Газманом, В. М. Григорьевым, О. А. Дьячковой, Ф. И. Фрадкиной, Г. П. Щедровицким и др.).
Современное образование нашего времени сталкивается с огромными вызовами и возможностями, исходящими из стремительного развития информационных технологий. Мы живем в век цифровой революции, и игровые технологии играют ключевую роль в преобразовании способов, которыми дети учатся и взаимодействуют с миром. В современном мире, где игровые технологии стали неотъемлемой частью детской жизни, учитель должен понимать, как они могут быть внедрены в образовательный процесс для усиления его эффективности.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и шаги в изучении любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Данная проблема имеет высокую актуальность в современном образовании по нескольким причинам:
1. с развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) становится важным включение игровых элементов в учебный процесс (И. Е. Берлянд, В. К. Дьяченко, А. Н. Леонтьев)
2. игры способствуют повышению мотивации и вовлеченности учащихся, создают интересные и интерактивные сценарии, что способствует активному участию детей в учебном процессе (Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А.К. Маркова)
3. игровые технологии могут помогать развивать познавательные способности, такие как логическое мышление, аналитические навыки, пространственное воображение (Л.С. Вакуленко, В.В. Воскобович, Л.С. Выготский, Л.С.)
4. игровые технологии делают учебный процесс более интересным и привлекательным (К.В. Махова, Р.Г. Хазанкин).
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребёнка; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся; развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей (Н.И. Гуткиной, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Я. Йерасека).
Несмотря на разработанность проблемы современные педагоги практики мало уделяют внимание на использование игровых технологий во внеурочной деятельности в процессе развития познавательных способностей младших школьников.
Вышеобозначенное и обусловило выбор темы нашего исследования: «Игровые технологии во внеурочной деятельности как средство развития познавательных способностей младших школьников».
Объект исследования: процесс развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: деятельности учителя начальных классов по применению игровых технологий с целью развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: выявление эффективных игровых технологий во внеурочной деятельности начальной школы с целью развития познавательных способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные характеристики понятия «познавательные способности» младших школьников;
2. Рассмотреть актуальные аспекты применения игровых технологий во внеурочной деятельности начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО.
3. Описать специфику применения игровых технологий учителем начальных классов с целью развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности образовательной организации
4. Составить программу деятельности учителя начальных классов по развитию познавательных способностей младших школьников посредством игровых технологий во внеурочной деятельности и представить результаты её апробации.
В ходе работы были применены следующие методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической, философской и методической литературы, анализ и синтез, обобщение, систематизация;
– практические: изучение и обобщение педагогического опыта; исследовательская работа, включающая в себя наблюдение, сравнение, диагностический, статистический анализ результатов исследования, моделирование.
Практическая значимость:результаты исследования могут быть использованы в теоретических курсах «Педагогика», «Организация воспитательной работы в начальной школе», ПМ 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». Материалы работы, описанный опыт и сформулированные в исследовании выводы могут быть использованы учителями начальной школы при организации внеурочной деятельности с целью развития познавательных способностей младших школьников и применения игровых технологий, а также студентами в рамках педагогической практики.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №128 Дзержинского района Волгограда".
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Специфика применения игровых технологий учителем начальных классов с целью развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности образовательной организации
Изучив научно-методическую литературу по проблеме исследования, нами был сделан вывод о том, что вопрос развития познавательных потребностей интересует множество ученых. Педагоги стремятся понять и разработать такие занятия, чтобы развивать в детях внимание, память, мышление и воображение. Однако, несмотря на большой опыт, все же есть ряд вопросов, которые необходим решить – это лучшие, оптимальные способы эффективного развития познавательных потребностей младших школьников.
С целью проведения более эффективной работы, нами был изучен педагогический опыт педагогов разных школ, с разным стажем и разными методами обучения. За основу нами был взят журнал «Начальная школа» – новые издания, а также издания нескольких предыдущих лет. Мы взяли именно современные выпуски, потому что педагогика не стоит на месте и предлагает новые и эффективные методы обучения современных школьников. Проанализировав опыт педагогов по применению игровых технологий, нами были сделаны следующие выводы:
Есть огромное количество публикаций, связанных с применений игровых технологий в процессе обучения, однако не каждые из них способны развить познавательные способности младших школьников;
Игровые технологии активно вошли в учебный процесс, множество из них способствуют развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Именно они являются эффективным способом развития познавательных потребностей, так как они также способны повысить мотивацию к обучению, что не может не влиять на развитие детей.
Примеры таких игр представлены в работе педагога начальных классов И.Г. Золотой «Применение дидактических игр на уроке математики для развития внимания»[20, с.35] , Н.В. Ушаковой «Русская народная игра в коммуникативном развитии школьников»[33, с72].
Методика для выявления уровня развития мышления выявила: в экспериментальной группе: высокий уровень – 3 человека (Валерия Б., Дарина Б., Татьяна Б.,), средний уровень – 4 человека (Виктория В., Варвара В., Юлия Г., Владимир Г.), низкий уровень – 3 человека (Соня Г., Иван Г., Святослав Д.).
В контрольной группе: высокий уровень – 2 человека (Вилена В., Иван Л.), средний уровень – 5 человек (Аркадий Б., Галина Ж., Юлия Л., Максим М., Евгений Н), низкий уровень – 3 человека (Сергей Д., Иван Ж., Степан И.).
Представим данные в виде диаграммы на рисунке 2.2.
Полная версия работы у нас на сайте.
Дипломные работы для педагогического колледжа. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /
Т. 7-988-027-88-34.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. – С. 134
2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 21.02.2024).
3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета, № 147, 05.08.1998.
5 .Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) [Электронный ресурс]: Федеральный закон утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. ( ред. от 18.05.2015). URL: www.consultant.ru (дата обращения 19.11.2023).
6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Новая редакция) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/135639400/ (дата обращения: 19.11.2023).
7. Ануфриенко, Е.В. Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Ануфриенко, М.В. Тупикова / Высшая школа делового администрирования, 2021. – URL : https://s-ba.ru/conf-posts-2021-07/tpost/zmrl97pl11-osobennosti-razvitiya-poznavatelnih-spos (дата обращения: 25.02.2024)
8. Астафьева, Е.Н Обучение ребенка в пространстве культуры: когнитивная педагогика Джерома Брунера / Е.Н. Астафьева // Cyberleninka, 2020. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-rebenka-v-prostranstve-kultury-kognitivnaya-pedagogika-dzheroma-brunera/viewer (дата обращения: 25.02.2024)
9. Берлянд, И. Е. Игра как феномен сознания / И. Е. Берлянд – Кемерово: Гуманитарный центр"Алеф", 1992. – 96 с.
10. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с
11. Брюнер, Д. Когнитивная психология / Д. Брюнер – СПб.: Издательство «Питер», 2014. – 448 с.
12. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. М., 2012. – 75 с.
13. Воскобович, В.В. Развивающие игры Воскобовича / В.В Воскобович, Вакуленко Л. С. – Сфера: Библиотека Воспитателя, 2015 – 128 с.
14. Выготский, Л. C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте / Л. C.Выготский – СПб.: Союз, 1999. –143 с.
15. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. C.Выготский М.: Издательство Эксмо, 2005. – 1136 с.
16. Гродская, Н. В. Изучение эффективности учебных действий у младших школьников как условие развития их познавательной активности / H. В. Гродская // Формирование познавательной активности школьников: сб. науч. ст. / под ред. В. И. Лозовой. – Харьков, 2011. – С. 43- 4
17. Демина, А.И. Тайны древнего ларца [Электронный ресурс] URL: http://школа437.рф (дата обращения: 02.02.2024)
18. Днепров, С.А Педагогические возможности виртуального пространства компьютерной игры / С.А. Днепров, А. Л. Каткова // Педагогическое образование в России – 2009 – № 3 – С. 16-23
19. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – Москва // Психология мотивации и эмоций : учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – Москва : ЧеРо : Омега-Л : Московский психолого-социальный институт, 2006. – С. 273-285.