Интернет давно стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Благодаря ему, например, можно совершать покупки не выходя из дома. Возможно, когда-нибудь люди полностью перейдут на интернет-магазины, в то время как обычный шопинг станет пережитком прошлого. Однако сейчас у каждого есть выбор, где и как совершать покупки.
В этой статье расскажем о преимуществах и недостатках офлайн-шопинга и интернет-магазинов.
Почему онлайн востребован
Экономия времени. Пожалуй, это одно из самых больших преимуществ маркетплейстов перед обычными магазинами. В выходной или после работы мало кому захочется по несколько часов блуждать в торговых центрах, наверняка найдутся занятия интереснее и важнее. В интернет-магазинах есть прекрасная опция — поисковая строка. Нет необходимости тратить время на то, чтобы обойти все магазины в поисках идеальных брюк. Сайт или приложение покажет все имеющиеся варианты из разных магазинов. Также совершить покупку можно в любое удобное вам время.
Широкий ассортимент. Подобного количества товаров, как на торговых интернет-площадках, не получится найти ни в одном торговом центре. Если вы не можете чего-то найти в одном маркетплейсе, то непременно найдете в другом.
Экономия денег. В большинстве интернет-магазинов определенный ряд товаров, особенно бытовая техника и электроника, стоят дешевле, чем в обычных. Помимо этого, онлайн-шопинг — это изобилие выгодных акций, промокодов и скидок, так как на маркетплейсах их в разы больше. Объясняется это тем, что интернет-площадки дешевле в обслуживании: например, им не надо платить столь дорогую аренду за красивое помещение с удобным расположением.
Выбор способа оплаты. В вопросе оплаты интернет-магазины довольно гибкие. Вы можете расплатиться наличными, картами различных банков, с помощью электронных кошельков и так далее. Все зависит от ваших возможностей. Также в некоторых банках при онлайн-оплате на маркетплейсах клиентам отчисляется больше кешбэка или других бонусов.
Офлайн-шопинг
Личные данные. Основным недостатком онлайн покупок является незащищенность. Всегда существует минимальный риск, что вашими финансовыми и личными данными могут воспользоваться хакеры. Чтобы обезопасить себя, старайтесь совершать покупки на популярных, проверенных временем сайтах. Однако самым безопасным и беспроигрышным вариантом остается офлайн-шопинг. В обычном магазине вы идете с понравившимся товаром на кассу и расплачиваетесь — там нет необходимости называть свои персональные данные.
Бесконтрольный шопинг. Покупать онлайн гораздо проще, чем в магазине. Цены за счет более низкой наценки кажутся намного привлекательнее, а скидки добавляют желания взять товар как можно скорее. Благодаря этому больше шансов оставить довольно приличную сумму в интернет-магазинах, нежели в том же торговом центре. Например, вы покупаете туфли, однако в дополнение рекламный алгоритм покажет еще и сумку, которая идеально к ним подходит. При покупке ноутбука, вам предложат специальную сумку, карты памяти, колонки и прочие аксессуары, которые не были нужны вам до этого.
Возможность купить сразу. Это не маленькое преимущество офлайн-шопинга. Вы можете сразу увидеть, потрогать и оценить товар, а, оплатив, нет нужды ждать свою вещь несколько дней. Однако этот же фактор может стать минусом обычных магазинов. При мгновенной покупке желание взять какую-то понравившуюся вещь, особенно если она по скидке, может быть иногда намного сильнее здравого смысла.
При онлайн-покупке вы можете подумать, так ли вам нужна эта вещь в то время, как она к вам доставляется. В большинстве маркетплейсов товар приходит спустя несколько дней. За это время вы сможете еще несколько раз все обдумать и при необходимости отменить заказ.
Возврат товара. В офлайн-магазинах проще вернуть купленные вещи без объяснения причин в течение двух недель. Закон позволяет клиенту вернуть большую часть товаров, за некоторыми исключениями.
В онлайн-магазинах этот закон также работает, однако вполне вероятно возникновение сложностей. Вам придется физически вернуть вещь продавцу, а значит, если вы живете в другом городе, нужно будет отправить товар почтой или курьерской службой. Иногда возникают проблемы с возвратом денег покупателя на почтовую пересылку, которые могут быть довольно существенными.
Что пишут в исследованиях
Банк Русский Стандарт изучил особенности покупательской активности россиян в I полугодии 2024 г. По данным эквайринговой сети банка, в статистике платежей через СБП лидирует онлайн — на него пришлось 79% операций, а на офлайн — 21%. Однако общий средний чек в обычных магазинах все же немного выше, чем в маркетплейсах — 1 665 руб. против 1 518 руб. соответственно.
В целом офлайн-покупки совершают две трети россиян, показал опрос сайта CMS Magazine. В пользу традиционного шопинга они приводят разные аргументы, большинство из них описано нами выше. Однако также называются и другие преимущества:
• сам по себе шопинг, как вариант досуга — кому-то приятно проводить время, исследуя различные магазины
• если речь о продуктах, то офлайн-покупки снижают риски приобрести просроченный товар
• не нужно оплачивать доставку
• можно попросить помощи у продавца, в то время как на маркетплейсах нет консультантов. К тому же при каких-то проблемах приходится довольно долго ждать ответа от поддержки.
Чтобы шопинг не приносил больших убытков вашему бюджету, читайте о том, какие уловки используют маркетологи.