Шанхай – город-хамелеон, способный заворожить вас своим многоликим характером. Здесь сплелись в причудливой мозаике культура, история и архитектура Китая. Современность Шанхая стремительно взмывает ввысь, а старина упорно сохраняет свои традиции, что создает удивительный контраст.
Шанхай словно рожден для кино: загадочные улочки, величественные небоскребы, туманы, пронизанные неоновыми огнями. Все это привлекает режиссеров и сценаристов, которые с удовольствием используют этот город в качестве декораций для своих историй.
В 1895 году в Париже братья Люмьер впервые продемонстрировали миру свой кинофильм. Уже через год первый показ китайских «движущихся картинок» состоялся именно в Шанхае. Это событие послужило первым шагом в становлении города как «кино-столицы Китая». В начале ХХ века здесь стали появляться первые студии по производству фильмов, которые, подобно растущим небоскребам города, быстро завоевывали популярность. Обеспеченные китайцы финансово поддерживали развитие отрасли, активно посещая кинотеатры.
Самым ранним короткометражным художественным фильмом китайского кинематографа является «Сложная парочка» (в других переводах – «Супруги в беде», «Трудная пара»). Он вышел на экраны в 1912 году благодаря шанхайской киностудии «Asia Film Company», основателем которой был американский бизнесмен российского происхождения Бенджамин Бродский. После начала в 1914 году Первой мировой войны и прекращения поставок немецкой кинопленки киностудия вынуждена была закрыться. В 1916 году один из создателей «Сложной парочки» Чжан Шичуань открыл компанию «Хуаньсянь», которая тоже в скором времени прекратила свое существование.
Наконец, в 1922 году Чжан Шичуань и Чжэн Чжэнцю создали в Шанхае киностудию «Минсин», которая стала крупнейшей в довоенном Китае. К 1925 году в Китае открылись уже 170 киностудий, и более 140 из них были размещены в Шанхае. А кинотеатры становились новым культурным феноменом, привлекающим все больше зрителей.
Правда, первые полнометражные художественные картины носили больше коммерческий характер, нежели художественный. Во многом фильмы тех лет ориентировались на западный кинематограф, включая в себя элементы китайской культуры. Но постепенно китайское кино становилось все более национально ориентированным.
«Сирота спас дедушку» (1923) компании «Минсин» – ключевой фильм шанхайского кинематографа того времени. По сюжету богатый человек Шоучан Ян потерял сына. Чтобы завладеть семейной собственностью, его племянники Даопэй и Шоуцзин ложно обвинили его невестку Вэйжу в неверности, в результате чего ее выгнали из дома. Несколько месяцев спустя Вэйжу родила сына Юй-пу. Когда мальчику исполнилось десять лет, он начал посещать школу, построенную его дедом Шоучан Яном. Однажды юному Юй-пу представилась возможность спасти своего деда, когда его дяди Даопэй и Шоуцзин вновь замыслили преступление. Раненный полицейскими Даопэй на смертном одре признался в своих грехах, рассказав правду о невестке Вэйжу и ее сыне. Семья наконец-то воссоединилась.
Это была первая драматическая кинолента. До этого на студии «Минсин» выпускались либо фильмы комического содержания, либо «экранизации» опер. «Сирота спас дедушку» задал новый сюжетный вектор киноиндустрии Китая и вдобавок спас «Минсин» от разорения успешным прокатом.
Несмотря на художественные недостатки некоторых фильмов, с точки зрения истории они стали выдающимися произведениями и заложили прочную основу для дальнейшего бурного развития «кинематографа левого фронта» в 1930-х годах.
Так зарождался китайский кинематограф. А мы хотим рассказать вам о популярных фильмах разных лет, действие которых происходит в Шанхае – самом «космическом» городе Поднебесной.
Шанхайский экспресс, 1932
Невероятное сочетание драмы, приключений и нуара. Фильм, ставший классикой золотого Голливуда. Одна из лучших ролей Марлен Дитрих. «Оскар» за лучшую операторскую работу.
О чем? Действие фильма разворачивается в экспрессе «Пекин – Шанхай» времен гражданской войны в Китае. Прежние порядки рухнули, и многочисленные европейцы, осевшие в Азии, вынуждены сниматься с мест. Некоторые из них направляются в интернациональный Шанхай, населенный дипломатами, дельцами и авантюристами со всех концов света. В числе направляющихся в город – широко известная жрица любви. В пути женщина неожиданно встречает британского капитана – своего давнего возлюбленного и некогда жениха. Но только поезду не суждено добраться до места – его захватывают разъяренные солдаты-революционеры, готовые в любой момент расправиться с вражеским военным. Чтобы спасти мужчину, героиня готова пойти на любые, самые отчаянные жертвы.
Драма в Шанхае, 1938
Фильм французского производства режиссера Георга Вильгельма Пабста. Декорации фильма были разработаны арт-директорами Андреем Андреевым и Ги де Гастином. Он был снят в «Joinville Studios» в Париже и на натуре в Сайгоне во Французском Индокитае.
О чем? Главная героиня – звезда шанхайского кафешантана «Олимпик» Кей Мёрфи, которая много лет жила одной мечтой – дождаться, пока дочь Вера окончит колледж, и вместе с ней уехать в Америку, где можно будет стать самой собой – русской эмигранткой Марией Блонской. Этим планам может помешать тайная японская организация «Черный змей», чьим вынужденным агентом в Китае долгое время была Кей. Но посланник «Черного змея» обещает Кей отпустить ее из Шанхая в обмен на последнюю услугу – певица должна завлечь в ловушку Ченга, одного из лидеров китайского освободительного движения.
Кулак ярости, 1972
Боевик с непревзойденным Брюсом Ли в главной роли. Картина входит в список 100 лучших китайских фильмов по версии Hong Kong Film Awards. Интересно, что в эпизодической роли снялся Джеки Чан, хотя в титрах он не указан. Также он был дублером актера, игравшего роль японского злодея — мистера Судзуки, – в финальной сцене фильма.
О чем? Действие фильма происходит в 1908 году в оккупированном японцами Шанхае. Искусный и быстрый, как молния, мастер восточных боевых искусств Чен Жен возвращается в свою бывшую школу, где его ждет страшная новость: зверски убит глубоко почитаемый наставник, преподававший кунг-фу и карате. Нападение на школу и убийство учителя были организованы одной из японских школ бусидо. Зная, что власти и пальцем не пошевелят, чтобы привлечь преступников к ответственности, Чен Жен обрушивает на злодеев свой кулак ярости.
Шанхайский сюрприз, 1986
Фильм-номинант на антипремию «Золотая малина» с Мадонной и Шоном Пенном в главных ролях. Исполнительным продюсером картины был экс-битл Джордж Харрисон, снявшийся в эпизодической роли. Обстоятельства съемок были не слишком благоприятными: они проходили в криминогенном районе Гонконга, и за возможность снимать местные рэкетиры ежедневно требовали денег. Мадонна была разочарована фильмом, а тщательно оберегающий репутацию серьезного актера Шон откровенно раздосадован.
О чем? Действие фильма разворачивается в Шанхае 1938 года. Известный авантюрист Уолтер Фарадей, выдавая себя за миссионера, пытается вернуть 450 кг опиума, которые украла его любовница по прозвищу «Китайская кукла». Случайно встретившийся ему на пути Глендон Уэйзи очень похож на прежнего возлюбленного «Китайской куклы». К несчастью, за опиумом охотятся все: шанхайская полиция, китайская мафия и даже прежний друг Фарадея… А в обаятельного Глендона влюбляется сестра милосердия миссии — прекрасная Глория…
Империя солнца, 1987
Историческая драма от легендарного Стивена Спилберга и одна из первых ролей Кристиана Бейла. Переговоры на работу в Китае длились год, и в конечном счете было получено разрешение на съемки в Шанхае и его окрестностях в течение трех недель в марте 1987 года. Это был первый американский фильм, снимавшийся в Шанхае с 1940-х годов.
На время съемок китайские власти позволили заменить ряд дорожных знаков и указателей, а также кратковременно перекрывать целые кварталы. Более 5 тысяч местных жителей были использованы в качестве участников массовки, причем некоторые из них могли еще помнить страшный период японской оккупации. Фильм основан на частично автобиографическом романе Джеймса Балларда, чье детство прошло в Шанхае.
О чем? Действие фильма разворачивается в период Второй мировой войны, в 1941 году. Юный англичанин Джим Грэхем живет в богатой семье в Китае. Когда японцы вторгаются в Шанхай, Джим теряется в толпе и остается без родителей в захваченном городе. Во время скитаний он находит друга Бэйзи, с которым попадает в лагерь военнопленных.
Шанхайская триада, 1995
Криминальная драма и номинант на «Оскар» за лучшую работу оператора. Лауреат премии Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.
О чем? Шанхай, 1930-е. Деревенский подросток Шуйшэн приезжает в шумный и незнакомый город, чтобы стать членом банды («триады»), руководимой Таном – самым могущественным мафиози в городе. Дядя Лю, давно работающий в этой организации, объясняет мальчику, как себя вести в новой обстановке, и знакомит с его обязанностями: Шуйшэн должен прислуживать некоронованной «королеве Шанхая» Сяо Цзиньбао — певичке в ночном клубе и по совместительству любовнице главаря банды. Первые несколько дней оказываются серьезным испытанием для подростка, столкнувшегося с суровым обращением капризной и самовлюбленной женщины. Все меняется после неудавшегося покушения на Тана, в результате которого погибает дядя Лю. Мафиози, его любовница и еще несколько человек, включая Шуйшэна, отправляются на удаленный остров, чтобы на время затаиться и выработать план мести.
Белая графиня, 2005
Военно-историческая драма о «русском» Шанхае, снятая режиссером Джеймсом Айвори по сценарию будущего Нобелевского лауреата Кадзуо Исигуро.
О чем? В середине 1930-х годов в Шанхае происходит знакомство ослепшего американского дипломата Тодда Джексона, недавно потерявшего семью, и русской эмигрантки графини Софьи Белинской. Для того чтобы поддержать семью своего умершего мужа, Софья работает танцовщицей. Выиграв на ипподроме крупную сумму денег, Тодд решает открыть элегантный ночной клуб для аристократов и предлагает Софье стать его хозяйкой. Софья принимает предложение, и в ее честь Тодд называет клуб «Белая графиня».
Вожделение, 2007
Шпионская историческая драма с двумя призами Венецианского кинофестиваля. Прообразом главной героини послужила Чжэн Пинжу — участница китайского Сопротивления.
О чем? В оккупированном в 1940 году японцами Шанхае молодая женщина Ванг Чиа Чи была завербована подпольным Сопротивлением, чтобы соблазнить могущественного господина Йи, сотрудничающего с захватчиками. Но неожиданно Чиа Чи влюбляется в своего врага. В течение нескольких лет их отношения перерастают из взаимного обмана в ужасную садомазохистскую зависимость.
Миф любви, 2021
Взгляд на современный Шанхай в романтической мелодраме Шао Ихуэя, где царит атмосфера модных кофеен, галерей и культурных пространств мегаполиса.
О чем? Разведенный учитель рисования из Шанхая мистер Лао Бай влюбляется в женщину, у которой за плечами тоже один изживший себя брак. Лао Баю уже пятьдесят лет, но одиноким он себя не ощущает. Получится ли что-то серьезное из этой случайной встречи? А его лучший друг Лао Ву живет гораздо скромнее и любит лишь одного человека, которому и посвятил сказочный любовный миф.
И еще мы предлагаем вашему вниманию только что вышедшую в свет книгу Джонатана Кауфмана «Последние короли Шанхая».
Эта захватывающая история накопления богатства, семейных интриг, войн, революций и переворотов в эпоху от колониализма до коммунизма и глобального капитализма вполне могла бы стать увлекательным фильмом или сериалом со звездными актерами. Непростые жизни двух еврейских династий завлекут вас с первых страниц динамичным слогом и сюжетными перипетиями.
Книга отправляет читателя в путешествие по золотой эпохе Шанхая, его блеску и трущобам, проливая свет на сложные связи между бизнесом, политикой и властью в Китае ХХ века.