Курск. Новости в стране вновь пестрят названием этого города, но уже в свете актуальных и совершенно не мирных событий, а не тех, что взбудоражили всю страну 24 года назад. 12 августа 2000-го года произошла катастрофа атомной подводной лодки К-141 «Курск» - но сейчас, в эти дни есть достаточно схожего в реакции, чтобы надеяться на извлечение верных уроков - или наоборот, на принятие верных решений в сложившейся ситуации. А это всегда непросто. Очень непросто.
Речь, конечно, про информацию и её представление, про факты и действия, которые соединяются в одну цепочку и нити, сцепляются и превращаются в то самое полотно, которое мы теперь можем изучать - или не можем, если его столь же тщательно прикрывают вуалью неизвестности.
АПЛ Курск принимала тогда участие в первых действительно крупных военно-морских учениях за многие годы. Экипажи близлежащих кораблей почувствовали взрывы, но никто не понял, что произошла авария, никто не начал поиски судна в течение более чем шести часов...
Мои коллеги, с которыми я познакомился через несколько лет после трагедии - а в 2000 я ещё только-только начинал свой путь в профессии - были в командировке, как раз в тех краях и в то время, их задачей были - пуско-наладка ультразвукового оборудования для систем обследования морского дна. С его слов, они увидели нечто странное на дне - явно крупный объект, по форме напоминающий лодку и состоящий из двух частей, вызвали старших со стороны Заказчика, те передали ещё выше - а дальше, как в лучших традициях фильмов, за ними пришли. У них отобрали сотовые телефоны, отвезли в гостиницу и посадили под охрану, без выпуска из номера, с отключенной связью. Молчание. Бездействие. Изменений или сокрытие данных. Это именно то, что сопровождало тогда всю историю с Курском. То, что писали - или говорили - не имело ничего общего с реальностью. По воспоминаниям моего коллеги, спустя время, сопоставляя ту картинку с экрана с заявлениями по новостям, что "всё хорошо, все живы" - он понимал всю абсурдность этой информации. Или же сам коллега по прошествии лет тоже давал дезинформацию? Кто же теперь узнает правду...
Почему всё так было? Боялись? Думали что сами справятся? Что само всё рассосётся? Не хотели волнений? Не хотели будоражить сознание общественности? Но современный мир разносит информацию быстро, а придумывает и додумывает истории ещё быстрее. И народ интересуется, и бежит, и смотрит что случилось. Когда мы общались с администрацией Курской области в середине десятых годов по запуску систем ГО и ЧС, то мы видели сами - когда что-то жахнуло в районе Курской АЭС, то весь город встал в гигантскую пробку... в сторону АЭС, всем было интересно посмотреть - а что же там такое жахнуло? К счастью, ничего. Народ бесстрашен и любознателен, и хочет удостовериться во всём сам. И в таком свете давать ему ложные обещания, путаться в показаниях и запутывать самим себя - не самое удачное решение.
Можно спорить о причинах трагедии, о торпедах и иностранных подлодках, но расследования выявляли
"...нарушения дисциплины, некачественное, устаревшее и плохо обслуживаемое оборудование, ... халатность, некомпетентность и бесхозяйственность, спасательная операция была неоправданно отложена и что страна и участники операции тогда были совершенно не готовы к действиям при катастрофе".
Экипажи доложили в штаб о зафиксированных взрывах (или чего-то, похожего на взрывы), но их доклад был проигнорирован. Лодка не выходила на связь, но командование привыкло к частому выходу из строя оборудования связи и поначалу не волновалось. Через целых 9 часов после того, как лодка затонула, был отдан приказ начать первые поиски, а ещё через 3 доклад ушёл в Кремль, но Президенту РФ не сообщали до 07:00 утра следующего дня, и днём же прессе сообщили об успешном окончании военно-морских учений...
В то же время на следующий день родственники моряков уже чувствовали, что что-то не так, информация распространялась и выходила из-под контроля.
Первое официальное сообщение поступило только в понедельник - у «Курска» были «незначительные технические неполадки», подводная лодка «опустилась на дно океана», что установлена связь с экипажем, на лодку подают воздух и электричество, и «все на борту живы». Властям США же сообщили о затоплении ещё в день трагедии и отказались от предложенной помощи с формулировкой "спасательная операция уже началась", российским же репортёрам сообщили, что сейчас вот-вот начнём.
Таких нестыковок было множество - достаточно почитать и посмотреть тот вал аналитических и не очень материалов, что были выпущены годами позже. Достаточно только почитать развитие версии о столкновении Российской АПЛ Курск с подлодкой НАТО, проталкивание этой идеи вкупе с желанием ухудшить отношения России и НАТО - и нежелание принимать эту версию со стороны руководства для сохранения хороших отношений со странами Альянса.
Весь экипаж из 118 человек погиб, а информация до сих пор так и остаётся неполной, непонятной и неточной. Ежегодно 12 августа в России проводятся акции в память о подводниках «Курска»: возле установленных в их честь мемориалов проходят акции памяти, возложение траурных венков. На зданиях нескольких школ, где учились погибшие моряки, установлены мемориальные доски, ряд школ носит их имена. Вернуть их не удастся никому, никто не возместит утраты отцов и сыновей и счастливых часов, что могли бы они провести с семьями, но урок истории, быть может, повлияет на умы и шаги всех, кто может и должен действовать.