В этой конкретной работе Фернандо Ботеро (годы жизни 1932-2023) воссоздал композицию «Портрета Четы Арнольфини» (1434 год) кисти Яна ван Эйка (годы жизни 1390-1441), при этом оставаясь верным оригинальной композиции, цветовой гамме и основным символическим деталям произведения (таким как собака, олицетворяющая собой супружескую верность и благородство; и фрукт на подоконнике, который символизирует первородный грех).
Однако он раздул стройные фигуры ван Эйка, а помимо супругов также прихватил и собачку у их ног. Он представил их округлыми и пухлыми в полном соответствии со своим художественным стилем, известным как «Ботерисмо». Ботеро неоднократно видел вживую оригинальные творения ван Эйка в Национальной Галерее Лондона – столицы Англии – и, начиная с 1970-ых годов, создал несколько своих собственных версий его картин.
Редактор отдела искусств Элис Инверницци пишет такие слова:
«В каждой из версий Ботеро изменял композицию, уделяя особое внимание отношениям между зрителем и пространством. Версия Ботеро по-своему уникальна, и уникальна она в том, как он использует живописный иллюзионизм для утверждения и в то же самое время компрометирует концепцию реализма в живописи».
Инверницци добавляет, что Ботеро взял на себя смелость изобразить женскую фигуру уже точно беременной (о чём в произведении ван Эйка можно только догадываться), с рукой, положенной просто на живот, тогда как большинство искусствоведов теперь согласны с тем, что женская фигура на портрете ван Эйка всё же не беременна, а скорее собирает и держит в руках тяжёлую ткань своего модного на тот момент платья.
Ботеро отдал дань уважения сразу нескольким шедеврам истории мирового искусства, используя свой стиль «Ботерисмо», он превратил «Мону Лизу» (1503 год) от Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519) в «Мону Лизу в Двенадцать Лет» (1959 год); «Форнарину» (1518-1520 годы) от Рафаэля Санти (годы жизни 1483-1520) в свою собственную «Форнарину» (2009 год); а «Менины» (1656 год) кисти Диего Веласкеса (годы жизни 1599-1660) просто в «Менину» (1982 год).
Сам художник объяснил так:
«Темы всех этих знаменитых произведений искусства настолько важны для меня просто потому, что они становятся популярными и более или менее принадлежат абсолютно всем. Только при таком условии я и могу делать с ними что-то другое. Иногда мне просто хочется глубже и полнее понять ту или иную картину, её технику и дух, который ею руководит».
Более того, кажется, что «Портрет Четы Арнольфини» ван Эйка был идеальной работой для адаптации Ботеро, поскольку позволял ему искренне радоваться объёмности человеческой фигуры в современном искусстве (и даже деталям вида сзади фигур, пойманных на настенное выпуклое зеркало).
- Художник – Фернандо Ботеро
- Название – «Чета Арнольфини по ван Эйку»
- Год создания – 1997
- Размеры – 106,7 х 134 сантиметра
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – частная коллекция