Найти в Дзене

Как травма передается из поколения в поколение

Оглавление
Как травма передается из поколения в поколение
Как травма передается из поколения в поколение

Работая над диссертацией, мне, безусловно, приходится исследовать большое количество материалов. Подавляющее большинство из них - научные, представленные публикациями в научных журналах, сборниками, монограммами. Сколько бы ни будь популярного формата по теме межпоколенческой (трансгенерационной) травмы я ни разу не встречала. И тут вдруг ко мне попадает статья из Washington Post, поднимающая эту тему. Никак не хочу комментировать это издание, кроме того, что оно явно не научное и не специализированное. Согласитесь, это любопытно. Кажется, что тема травм, передающихся из поколения в поколения, потихоньку начинает привлекать внимание не только узких специалистов, но и широкой общественности. И это правильно, потому что последствия этих травм наиболее патологично представлены именно у сегодняшних молодых потомков, то есть представителей 3-5 поколения от травмирующих событий прошлого.

Желающие ознакомиться с оригиналом могут пройти по ссылке.

Для вашего удобства я также перевела наиболее интересные части и представляю их вашему вниманию*.

*- где-то я даю себе вольность делать авторский перевод, отступая от подстрочника, который, однако, не искажает общий смысл, но дает более точные разъяснения тому или иному явлению

Трансгенерационная травма, то есть травма, передающаяся между поколениями, становится все более актуальной темой, поскольку специалисты пытаются объяснить плохое состояние психического здоровья среди молодых людей.

Идея о том, что травма может передаваться из поколения в поколение, то есть исходить от давно умерших родственников и передаваться будущим правнукам, может быть трудной для понимания. Но с регулярными новостями о вспышках насилия, ослаблением психического здоровья, в том числе вследствие пандемии, повышение уровня депрессии и тревожных расстройств, все большее число терапевтов и их пациентов, особенно среди миллениалов и зумеров, обращают внимание на далеко идущие последствия травм в прошлом и настоящем.

В фильме “Все везде и сразу”, получившем премию “Оскар”, и в телевизионных шоу, таких как "Прозрачный" («Transparent»), рассказывается о том, как травма проникает и оккупирует семьи. Научно-популярные книги, например, “Что с тобой случилось?” (“What Happened to You?”), Опры Уинфри и Брюса Перри, представили концепцию межпоколенческой травмы массовому читателю, буквально вывели ее “из башни из слоновой кости к широкой публики”, - как сказала Сандра Маттар, клинический психолог и специалист по терапии травм. “Я считаю, что травма лежит в основе очень многих проблем психического здоровья”, - добавляет Маттар.

Эксперты говорят, что хорошая новость заключается в том, что вместе с травмой, также может передаваться и ресурс устойчивости и адаптации, обусловленный переживанием этих травм. Но для того, чтобы задействовать этот ресурс, часто требуется более глубокое понимание первоначального источника травмы и путей ее передачи через семьи и общество.

Травма в генах

Механизм передачи травмы между поколениями может осуществляться посредством биохимических процессов, поведенческих паттернов и установок, и даже коллективного переживания группы или целых сообществ. Некоторые исследования доказывают, что травма может влиять на ДНК человека и потенциально обуславливать здоровье будущих поколений, удаленных от травмирующего события.

Так, в исследованиях, проведенных Рэйчел Иегуда, директором Центра Психотерапии и Исследований Травм, у группы выживших в Холокосте и их детей были выявлены изменения в так называемых “эпигенетических маркерах”- химических метках, которые прикрепляются к ДНК и могут включать или выключать гены, что, в свою очередь, может влиять на наследование черт или заболеваний. С помощью молекулярных анализов исследователи обнаружили важное различие: у матерей, переживших Холокост, наблюдались изменения в активности сегмента ДНК, участвующего в регуляции реакции на стресс. У их детей, которые не подвергались непосредственному воздействию, также наблюдались эти изменения.

Выводы этого исследования далеки от окончательных, но предполагают, что раны, нанесенные одному поколению, могут передаваться следующему. “Очевидно, что с травмой, передающейся из поколения в поколение, происходит нечто интересное на молекулярном уровне”, - говорит Иегуда, профессор психиатрии и неврологии.

«Передается не травматический опыт как таковой, а тревога и мировоззрение выживших» -, сказал Эд Троник, специалист по развитию и клинический психолог из Медицинской школы Массачусетского университета. «У многих переживших Холокост сложилось мнение, что мир - опасное место, где ужасные вещи могут произойти в любое время. Их дети интуитивно почувствовали этот страх. Дети подобны детекторам тревоги», - дополняет Троник, - они улавливают эти сигналы и приспосабливаются к ним».

Исследователи обнаружили, что целый ряд токсичных воздействий окружающей среды и социума, которые переживаются женщиной во время беременности, будь то прием наркотиков, алкоголя или стресс от жизни в бедности, также могут передаваться младенцу внутриутробно.

Отпечатки жестокого обращения

Исследования показывают, что жестокое детство также может глубоко влиять на будущие поколения.

Исследователи обнаружили, что отпечаток насилия, которые были подвергнуты женщины, оказал глубокое и самое непосредственное влияние на детей этих женщин: уровень депрессии был в 1,7 раза выше, а хронической депрессии - в 2,5 раза выше среди детей женщин, подвергшихся жестокому обращению, по сравнению с детьми матерей, которые не подвергались такому обращению.

Бессель Ван дер Колк, автор бестселлера “Счет ведет тело” (“The body keeps the score”), характеризует травму не просто как событие в прошлом, но и как нечто, оставляющее неизгладимый отпечаток на разум, мозг и тело. В интервью он сказал, что межпоколенческую травму можно отследить по тому, как дети приспосабливаются к поведению своих родителей: “Когда твоя мать замирает в ответ на твой смех, ты учишься не смеяться в присутствии своей мамы”, - комментирует Ван дер Колк.

Коллективная травма

Коллективная” травма, передающаяся между поколениями и “расовая травма” относятся к психологическому стрессу, передаваемому из поколения в поколение в результате исторических событий, таких как колонизация, рабство и другие формы угнетения.

Этот тип травмы распространяется далеко за пределы отдельных лиц и семей и является общим опытом переживания определенной группы. Такая травма может проявляться многими способами: от повышенной тревожности, депрессии и бессонницы до других психических и эмоциональных проблем со здоровьем.

Тема Брайант, специалист по работе с травмами и президент Американской Психологической Ассоциации, добавляет, что многим людям приходится справляться с несколькими формами травм одновременно.

Мы все являемся продуктом нашей истории”, - говорит Стефани Фу, автор мемуаров “Что знают мои кости” (“What My Bones Know”), лично столкнувшаяся с историей жестокого обращения и диагнозом комплексного ПТСР. «Наряду с рецептом картофельного салата мы также передаем нашим детям депрессию или страх быть брошенным”- добавляет Стефани. Предки Фу пережили японскую оккупацию Малайзии во время Второй мировой войны и жестокую партизанскую войну с Великобританией.

Как помочь справиться с межпоколенческой травмой

Эксперты говорят, что для того, чтобы чтобы разорвать хватку трансгенерационной травмы, требуется целостный, комплексный подход. Что же может помочь ее преодолеть?

Знание:

Джейсон Ву, психолог из Bay Area и ребенок родителей-беженцев, сказал, что первым шагом является повышение осведомленности. «Пациент может усвоить убеждение о том, что он недостаточно хорош, и это является причиной его тревожности, но, разобравшись с первопричинами, он может обнаружить, что данная установка сформировалась у его родителей в результате постоянной критики, которой они сами подвергались со стороны своих родителями, то есть предков пациента”.

Телесно-ориентированные практики:

Было установлено, что соматические или телесно-ориентированные методы лечения, такие как йога, эффективны при работе с травмами. Различные виды арт терапии, задействующие пластику, музыку, средства художественного выражения, хорошо помогают пациентам найти более адаптивные способы и справиться с травмами.

Переосмысление:

По мнению Фу, ей было важно переосмыслить травмирующие истории, которыми ее пичкали в детстве. “Слова моей матери "ты никчемная, тебя нельзя любить, ты глупая" постоянно звучали в моей голове, - рассказывает Фу - Суть исцеления заключалась в попытке переписать это на что-то более любящее, всепрощающее и доброе”.

Разорвать порочный круг:

Исследования показывают, что даже дети, которые не имели заботливых родителей, могут преодолеть последствия травматичного родительства и, став взрослыми, сознательно использовать позитивные стратегии воспитания для своих собственных детей.

Общественное движение:

Объединения в сообщества и публичное обсуждение причин и источников межпоколенческой травматизации являются мощными инструментами для преодоления ее влияния – утверждает Брайант, президента APA.

Говорить об этом:

То, как о травме говорят в семьях, является очень важным. “Неужели это никогда не обсуждалось и стало невысказанным, невыразимым?” - спросила Ариэль Сколио, доцент кафедры медицинских исследований. “Обращение последующих поколений к травме может рассеять стыд и ужас, связанный с ней, и таким образом интегрировать ее в память и опыт индивидуума”.