Кажется, что каждый настоящий пилот выбрал свою будущую профессию еще в детстве, когда впервые увидел самолёт. И дело не только в том, что это буквально железная птица, летающая в небе. Сами самолёты тоже зачастую притягивают внимание.
Просто посмотрите, как разные авиакомпании подходят к их покраске:
Тем не менее, сделать самолёт именно таким - это весьма сложный процесс. Не такой простой, как кажется на первый взгляд. Я как раз работаю в компании, которая занимается разработкой оборудования для промышленной покраски. Давайте расскажу о том, с какими трудностями приходится столкнуться, если вы захотите покрасить самолёт.
Как это делается?
Главная проблема в покраске самолётов - это их размеры. Например, Boeing 737. Его длина - 30 метров, размах крыла - 28 метров, высота - 11 метров. И это самое популярное воздушное судно. А ведь есть еще Airbus A380, который в несколько раз больше Боинга!
Для того, чтобы покрасить такие самолёты нужны просто огромные, сложнооборудованные помещения. У вас может возникнуть вопрос: разве обязательно красить его целиком? Почему бы просто не разобрать его? Не всё так просто.
Самолёты необходимо красить целиком по следующим причинам:
- Покраска в собранном виде обеспечивает непрерывное и равномерное покрытие всех поверхностей. Это снижает вероятность образования швов, стыков и других участков, где покрытие может быть менее прочным, что важно для защиты от коррозии и воздействия внешних факторов.
- При покраске отдельных частей самолета до сборки существует риск повреждения краски во время их транспортировки и монтажа. Покраска целого самолета после его сборки позволяет избежать этих проблем и сохранить целостность покрытия.
- Непрерывное покрытие без стыков и перекрытий помогает улучшить аэродинамические свойства самолета. Неровности в покрытии могут вызвать турбулентность и повысить сопротивление, что снижает эффективность полета.
- Покраска самолета в собранном состоянии оптимизирует процесс. Вместо того чтобы окрашивать каждую деталь отдельно, а затем соединять их, что потребовало бы больше времени и ресурсов, самолет окрашивают как единое целое.
Большинство самолётов в России красятся в покрасочном ангаре на предприятии "Спектр-Авиа" в городе Ульяновск.
Это самый большой окрасочный корпус для самолётов в России. Здание спроектировали и заложили при СССР, но достроили только к 1994 году. 100 на 100 метров в длину и ширину, 34 в высоту. Поэтому даже на Airbus A380 места бы хватило. Здесь же красили АН-124 "Руслан", который лишь немногим меньше.
Самолёты с завода прибывают неокрашенными, покрытые лишь тонким слоем грунтовки, которую при начале работ снимают. Если же их перекрашивают, то сначала все покрытия счищаются до металла. Для этого используют специальные реагенты. Этот процесс называется "смывка".
И только после этого маляры приступают к нанесению покрытий. Самолёт грунтуют, наносят на него слои краски и лака.
С такой высотой это достаточно трудно делать, поэтому в верхней части ангара, под потолком, расположены специальные платформы, позволяющая малярами спускаться на необходимую высоту, а не сооружать каждый раз леса вокруг самолётов.
Полностью процесс окраски самолёта может занимать до 10 дней. Причём большая часть времени уйдет на сушку после нанесения каждого из слоев покрытия.
Данный центр окраски был спроектирован еще в СССР. Сейчас, конечно, появились и другие технологии для окраски. Одна из них - зона открытой окраски, которую в России сейчас производим только мы. К слову, один цех с такой зоной для окраски самолётов мы уже сделали в Беларуси.
Основная уникальность технологии в том, что в ней реализована сложная система технологичной вентиляции. Она создает ламинарные, равномерные потоки воздуха, которые "прибивают" весь окрасочный опыл к полу. Это сильно снижает риски пожарной опасности, опасности для здоровья маляров, а также позволяет во много раз сократить время сушки объекта.
Пару лет назад мы ездили в "Спектр-Авиа", чтобы посмотреть, как красят Ан-124. Если вам тоже интересно это увидеть, переходите на наш ютюб-канал: