Старая Самара имеет пугающую своей правильностью прямоугольную планировку, в какой-то момент делающую синхронный поворот градусов на 30 вместе с Волгой - все улицы ориентированы строго по реке. Главными традиционно были параллельные Волге улицы - вверх от реки Алексея Толстого (Казанская), Степана Разина (Вознесенская), Куйбышевская (Дворянская), Фрунзе (Саратовская), Чапаевская (Николаевская) и Молодогвардейская (Соборная), в то время как на перпендикулярных улицах лучшие дома стоят на углах.
Единственными исключениями я бы назвал Ленинградскую (Панскую), Венцека (Базарную) и Льва Толстого (Кузнецкую) - первая не архитектурой примечательна, а пешеходностью, другие же две вели к главным городским воротам - речному и железнодорожному вокзалам соответственно. У вокзала одно из народных прозвищ - "конец Толстого".
Недалеко от вокзала - бывший спиртоводочный завод (1906), ныне ставший гостиницей.
На его углу Валерий обратил моё внимание на шикарные часы, от которых так и повеяло старой доброй Америкой - это копия по оригиналу где-то в Чикаго.
Показываю я, конечно, далеко не всё - даже ярких памятников архитектуры, которым в ином городе я посвятил несколько кадров, в Самаре столько, что тут не серия постов нужна, а целый краеведческий блог. Многое, вдобавок, от моих глаз оказалось скрыто, как например Покровский кафедральный собор (1857-61):
На переднем плане кадра выше - местный стадион "Динамо" с очень живописной архитектурой (1948):
Нумерация улиц в Старой Самаре начинается от рек. и по Толстого мы идем от конца к началу, пересекая улицы, по которым будем гулять в основном в следующих частях. От вокзала это Буянова, Арцыбушевская, Братьев Коростелёвых, а за "Динамо" вот - Ленинская, самая дальняя от Волги с плотной исторической застройкой.
На углу Ленина и Толстого пристроился ещё и Пушкин на фасаде заложенного к 100-летию поэта Народного дома (1899-1903), ныне ДКЖД:
Сталинка с необычными орнаментами и ассиметричный, криволинейный модерн со словами "Что-то приближается!" на каждом кирпиче. Именно волжские города стали главными "заповедниками" этого стиля, и хотя по качеству отдельных шедевров Самара уступает Саратову или Нижнему Новгороду, по среднему уровню своей архитектуры вполне превосходит их.
Рабочие окраины Старой Самары охватывают её "парадный" центр полумесяцем от мощной промзоны в устье Самарки к вокзалу и далее наискось к Волге. Вот например на Садовой улице небезызвестная и по московским магазинам "Верола", основанная в 1882 году как чуть ли не первый в России (в Самаре так точно) макаронный завод Оскара Каницера, нашедшего новое применение здешним хлебам.
В перспективе же Садовой маячит ЖК "Вилоновский" - высочайшее здание на Волге (140м), начатое позже, но законченное быстрее "Елены" в соседнем Саратове (135м).
На Самарской улице виден один из лучших в дореволюционном городе ресторан "Аквариум" (1914), ныне Театр кукол, но вокруг него всё тот же пейзаж старофабричной окраины:
Твёрдую границу "самого центра" образует, пожалуй что, улица Галактионовская. Справа на ней виден аляповато отремонтированный деревянный дом с парой башен (1917)...
...слева - бывшая кондитерская фабрика, настолько в духе русского модерна, насколько это только возможно. И термоядерный испуг в глазах оленя (при том что здесь не мясокомбинат) тоже значит - что-то приближается!
В итоге с улицы Толстого мы свернули на Чапаевской, увидев маленькую церковь Веры, Надежды и Любви (1875) при Мариинском приюте для детей погибших на русско-турецкой войне, и дальше ходили по Старой Самаре зигзагом.
Главная в Старой Самаре - улица Куйбышева, первой от Волги проходящая по ровному месту. Улицы Разина и Алексея Толстого (которая, кстати, с улицей Льва Толстого пересекается!) к реке вроде и ближе, да на крутом склоне, который и отделял фешенебельный центр от суеты речного порта.
В бытность Самары уездным городом такое соседство никому не мешало, поэтому именно здесь лучше всего представлена "догуберснкая" архитектура. Вообще, это впечатляет: если в Казани и Астрахани сохранилось даже Средневековье, в Саратове и Сызрани есть хотя бы 17-й век (а в Ульяновске был до Советов), то в Самаре старейшими зданиями считаются Вознесенская церковь 1840-х годов и несколько особнячков - её ровесников:
Просто пейзажи улиц Разина и Алексея Толстого:
Ещё одна особенность приволжских улиц - в том, что они по сравнению с центром куда сильнее зановостроены. Здесь меньше официальных памятников архитектуры, но дороже земля - на месте шумного и криминогенного порта теперь курортного вида набережная, а крутой берег - не беда, зато из окон вид на Волгу. Поэтому если "с земли" Старая Самара выглядит так, как на переднем плане этих кадров, то с Волги - увы, как на заднем:
Самая нижняя в Старой Самаре улица Горького зарождается в промзоне у устья Самарки, трубы которой маячат вдали:
Старопромышленный полумесяц здесь подходит к Волге, но в одной из бывших мельниц теперь стройрынок, да и другую у берега явно приводят в порядок:
А самая дальняя от Самарки мельница Стройкова и Якимова (1903) с 1990-х годов служит корпусом Приволжской социально-гуманитарной академии. По объёмам переработки зерна дореволюционная Самара уступала Саратову, но её мельницы стоят более кучно, а потому и в наше время выглядят зрелищнее. Мечты местных краеведов - однажды увидеть в устье Самарки не грязную заброшенную промзону, а лофт наподобие московских "Винзавода" или "Даниловской мануфактуры".