Основоположником детективного жанра в литературе считается американский писатель Эдгар Аллан По, в 1841 году он написал первый детективный рассказ "Убийство на улице Морг". Широко известно и имя автора первого детективного романа. Это Уилки Коллинз, написавший в 1860 году "Женщину в белом".
Но "золотой век детектива" приходится на начало XX века, на период между мировыми войнами. И пальма первенства в этот период отдается британским авторам. Поэтому и появляется выражение "классический английский детектив". Хотя американские авторы тоже не сильно отставали в те годы.
В 1929 году англичанин Рональд Нокс составил "10 заповедей детективного романа". Примерно в то же время американец Уиллард Райд, более известный под псевдонимом С.С. Ван Дайн, предложил свои "20 правил для пишуших детективы".
Конечно, некоторые из этих правил не соблюдали даже метры детективного жанра, та же Агата Кристи. Но современные авторы, кажется, стремятся вообще на все эти правила наплевать.
Сегодня хочу рассказать от двух произведениях, прослушанных в аудио. Не собиралась я писать обзоры на эти романы, просто решила послушать, чтобы отдохнуть, разгрузить мозг. (Помню в школе наш учитель литературы говорила, что читает детективы, чтобы отдохнуть. Я тогда очень сильно удивилась: как же так, ведь нужно быть внимательным, чтобы следить за ходом расследования. Она улыбнулась и сказала: со временем поймешь! Я поняла, Светлана Владимировна😅).
Словом, писать я ничего не собиралась. Но эти детективы так меня удивили, что промолчать не могу.
1. Мишель Бюсси. Черные кувшинки
Об этом романе наверное наслышаны все, кто умеет читать.
"Бестселлер от французского мастера детективов".
В деревне Живерни, известной всему миру благодаря тому, что там жил и умер Клод Моне, происходит загадочное убийство врача-офтальмолога и коллекционера Жерома Морваля. Его убили словно три раза: ножом в сердце, затем булыжником по голове, а после еще и утопили. За дело берется новый комиссар полиции Лоренс Серенак. Он с первого взгляда теряет голову от жены главного подозреваемого и все расследование пускает под откос...
Рассказ ведется от разных лиц, в том числе от трех загадочных женских персонажей: девочки, женщины и старухи. И только разгадав загадку этих персонажей, можно понять, что на самом деле произошло.
После прочтения этого романа, у меня создалось впечатление, что автор жульничает. Читатель не может соревноваться в дедуктивных способностях с детективом, т.к. от читателя просто скрываются важные факты, которые детективу известны. Этот роман нарушает сразу три первых правила Ван Дайна:
Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.
В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.
Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.
Это уже второй роман Мишеля Бюсси, который я прочитала, и у меня складывается впечатление, что подобным образом автор жульничает всегда. То есть по сути, он пишет вовсе не детективные романы, а любовные - в антураже детективного расследования. В этом, наверное, тоже нет ничего плохого, просто подобные романы скорее разочаруют поклонников именно детективов.
Но должна признать, то, что касалось деревни Живерни, фактов биографии Клода Моне, отношеношения к его творческому наследию, было очень интересно. Я совсем не разбираюсь в живописи, поэтому даже тот минимум сведений, который я получила из этого романа, был для меня нов и интересен.
2. Жоэль Диккер. Загадка номера 622
Еще один "мастер детективов" - швейцарец по происхождению - впервые делает местом действия своего романа родную Швейцарию, а главным героем - самого себя)))
Писатель Жоэль, тяжело переживая смерть своего издателя и расставание со своей крайней пассией, отправляется отдохнуть в роскошный отель в Швейцарских Альпах. Прибыв на место, он обнаруживает, что в гостинице отсутствует номер 622, что разжигает его любопытство. Вместе со своей очаровательной соседкой он начинает расследование, и они очень быстро выясняют, что несколько лет назад в этом номере произошло убийство, которое подорвало репутацию отеля, поэтому номер 622 переименовали в номер 621-бис. Убийство так и не было раскрыто, и наши "Шерлок Холмс" и "доктор Ватсон" начинают свое расследование.
Завязка как завязка. Но внутри - нагромождение абсурда🤦
Такое ощущение, что это не детективный роман о богатейших людях Швейцарии (членах правления частного Швейцарского банка), а "Ералаш" о злоключениях Васи и Пети из 9А класса, причем написанный с их слов (а вы знаете, как мальчики любят приукрашивать реальность)).
Так совпало, что это вновь второй роман, который я читаю у автора. И если в случае с Мишелем Бюсси у меня возник вопрос, зачем любовные романы выдавать за детективные? То про Жоэля Диккера у меня другой вопрос: сколько лет автору? У меня создалось ощущение, что пишет не взрослый мужчина, а девочка-подросток. Уже второй раз автор пытается "втюхать" читателям историю неземной любви - с первого взгляда и до могилы. Я не хочу быть циничной. Но я не верю! Я не верю в то, что девушка, воспитанная мамочкой в духе "главное в жизни выйти замуж за неприлично богатого человека, каким бы козлом он ни оказался", могла с первого взгляда влюбиться в мальчика-портье, и в тот же день в какой-то подсобке с ним переспать. И, обратите внимание, не на зло маме, а по великой любви. Вот так))
В этом романе нет ни одного правдоподобного персонажа, поэтому как-то всерьез говорить о книге и повода нет.
Как-то так себе обстоят дела с современными детективами. Лучше уж "королеву детективов" Агату Кристи почитать или посмотреть))
О своем первом знакомстве с творчеством Бюсси я писала здесь:
А с творчеством Диккера здесь:
Спасибо, что дочитали до конца!