В то время как на Западе стиль первых леди, таких как Жаклин Кеннеди и Нэнси Рейган, был предметом восхищения, отношение к стилю советских первых леди было неоднозначным. В данном материале мы рассмотрим, как Нина Хрущева производила впечатление на зарубежных политиков своим образом и почему модные и современные наряды Раисы Горбачевой не находили отклика у женщин в СССР.
Супруги высокопоставленных политиков СССР неизменно находились в центре общественного внимания и прилагали усилия для соответствия своему статусу. Женам советских дипломатов, таким как Нина Хрущева, Виктория Брежнева и Раиса Горбачева, также не удавалось избежать пристального внимания прессы.
В то время как некоторые из них старались следовать последним модным тенденциям, другие, как например супруга Никиты Сергеевича Хрущева, сталкивались с непониманием и критикой со стороны общества.
В данной статье мы рассмотрим гардероб ключевых фигур политической жизни СССР и проанализируем причины, по которым не все жены руководителей страны уделяли внимание моде.
Нина Хрущева
Снимок, на котором запечатлены супруги руководителей СССР и США, Нина Хрущёва и Жаклин Кеннеди, kerap становится объектом обсуждений.
Во время визита советской делегации в Вену, стилистические решения первых леди заметно отличались. Фотографии, демонстрирующие этот контраст, послужили основанием для мнений о том, что образ Нины Хрущевой выглядел менее современно на фоне европейских жен политиков.
В международном контексте Нину Хрущёву часто упоминали в одном ряду с Жаклин Бувье. Однако такие параллели вряд ли можно считать уместными. Во-первых, Нина Хрущёва была старше Жаклин на 29 лет. Во-вторых, жизненный путь супруги советского лидера кардинально отличался от опыта, выпавшего на долю Жаклин Бувье.
Дочь крестьян Нина, будучи преподавателем партийной школы по политэкономии, встретила Никиту Сергеевича Хрущёва. Их брак был официально зарегистрирован лишь спустя четыре десятилетия совместного проживания, после того, как Н.С. Хрущёв вышел в отставку.
Нина Петровна пережила революцию, две мировые войны, перенесла тиф, посвятила себя воспитанию детей (троих своих и двоих от предыдущего брака Хрущева) и ведению домашнего хозяйства. Несмотря на это, она обладала высоким уровнем образования и знала пять иностранных языков.
Несмотря на то, что стиль Нины Хрущевой уступал в изысканности и соответствию модным тенденциям европейским светским дамам, он обладал определённой притягательностью для советских женщин. Её простота, выраженная в отсутствии макияжа, непринуждённой укладке волос с сединой и предпочтении платьям с яркими, порой домашними, принтами, резонировала с образом занятых трудом и хозяйством женщин, не всегда имевших возможность заботиться о внешности.
В то же время, Нина Петровна могла продемонстрировать и элегантность, что было очевидно во время банкета с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром, когда она появилась в чёрном вечернем платье с декольте.
Несмотря на то, что платья и халаты Н.С. Хрущевой, предназначенные для неформальных мероприятий, могли показаться простоватыми, они были выполнены из высококачественного натурального шелка. Над созданием её гардероба работала талантливая модистка Нина Гупало, которая обслуживала элиту советской столицы.
Виктория Брежнева
Виктория Петровна встретила своего будущего мужа, Леонида Брежнева, будучи студенткой техникума. В отличие от Нины Хрущевой, её политические взгляды были менее выражены. Однако, подобно своей предшественнице, Виктория происходила из семьи рабочих, отличалась скромностью и трудолюбием.
Избегая активного участия в политической деятельности мужа и редко появляясь на публичных мероприятиях, супруга генерального секретаря ЦК КПСС смогла избежать критики и нежелательных сравнений с другими зарубежными Первыми леди того времени.
Виктория Петровна преимущественно сосредоточивалась на семейных обязанностях, находясь в значительной степени в тени своего супруга. Вместе с тем, она время от времени появлялась на общественных мероприятиях, отдавая предпочтение скромному стилю одежды. Её гардероб состоял из платьев-пальто с отложными воротниками и пуговичным рядом, а также сдержанных костюмных комплектов с юбками. Стоит отметить, что Виктория Петровна, подобно своей предшественнице Нине Хрущевой, уделяла внимание ярким и оригинальным принтам в своих нарядах.
Раиса Горбачева
Отношение советских женщин к Раисе Максимовне Горбачёвой, супруге последнего Генерального секретаря ЦК КПСС, было неоднозначным.
Будучи "лицом перестройки", проводимой её мужем, она активно занималась благотворительностью и участвовала в общественной жизни. Её образованность, эрудиция и умение располагать к себе вызывали уважение. В то же время, не все граждане признавали её в качестве "первой леди" и эталона для подражания.
Критика в адрес Раисы Максимовны касалась её частых зарубежных поездок вместе с мужем и стиля одежды, который был сочтён непривычно элегантным по сравнению с более "народными" нарядами её предшественниц.
Раиса Горбачёва, в отличие от предыдущих жён руководителей государства, придавала большое значение моде и умело демонстрировала безупречный вкус в одежде. Некоторые советские женщины критиковали её за предполагаемую расточительность и считали, что её наряды создаются знаменитым французским модельером Ив Сен-Лораном. Однако Раиса Горбачёва решительно отвергала эти обвинения, утверждая, что её гардероб пополняется благодаря талантливым дизайнерам Дома моды на Кузнецком Мосту в Москве. В своих интервью она подчеркивала: «Я не обращалась ни к Зайцеву, ни к Ив Сен-Лорану, как об этом пишут. Мои наряды создавала портниха из ателье на Кузнецком Мосту. У меня никогда не было персональных модельеров».
Благодаря усилиям Раисы Горбачёвой, супруги лидера СССР, на прилавках советских магазинов появился русский перевод популярного в Западной Европе немецкого журнала Burda Moden. Во время визита в Федеративную Республику Германия госпожа Горбачёва встретилась с основательницей издания Энне Бурда и пригласила её посетить Москву. Первый номер русскоязычной версии журнала вышел 8 марта 1988 года, став символическим подарком всем женщинам Советского Союза. Однако получить экземпляр журнала в то время было весьма затруднительно. Включённые в издание выкройки представляли собой ценный подарок для женщин, стремившихся следить за модными тенденциями и самостоятельно шить одежду.
Раиса Максимовна Горбачёва олицетворяла собой безупречный стиль, демонстрируя, что советская женщина способна выглядеть модно и современно без значительных материальных затрат. Её гардероб отличался актуальными костюмами с жакетами на подплечниках, воздушными блузами с аскотским воротником и изысканными платьями. Образы дополнялись элегантной обувью – босоножками или лодочками на невысоком каблуке.