Найти тему

Железные дороги Бельгии: Пассажирские вагоны M7

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Первый из 127 двухэтажных ва­гонов, которые Alstomстроит по заказу SNCB, был представлен на заводе компании в Брюгге в фев­рале 2024 г. Конструкцию этих вагонов разрабатывали исхо­дя из условия доступности для пас­сажиров в инвалидных креслах.

Кузова вагонов изготавливают на предприятии Alstomв коммуне Креспен (французский регион Окситания), используя компоненты, которые выпускают заводы ком­пании, расположенные в Восточ­ной Европе. Неокрашенные кузо­ва промежуточных прицепных ва­гонов передают на завод в Брюг­ге, где после окраски проводится их окончательная сборка. Для вы­полнения заказа на вагоны M7 на этом предприятии задействованы три параллельные сборочные ли­нии и примерно 800 чел. Тележ­ки поступают из Зигена (Герма­ния). Моторные вагоны собирают в Пти-Форе близ Валансьена, те­лежки для них изготавливают в Ле-Крёзо (оба - Франция).

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Решение заказать вагоны, до­ступные для всех пассажиров, включая лиц с ограниченной мо­бильностью, было обусловлено не­обходимостью включить в состав каждого поезда, формируемого из вагонов M7, по крайней мере один такой вагон. Наряду с безо­пасностью и комфортом выполне­ние требования доступности — важ­ная составляющая политики SNCB, ориентированной на обеспечение возможности для всех пассажиров, в том числе в инвалидных креслах, путешествовать на поезде без по­сторонней помощи от момента приобретения билета до прибытия к месту назначения.

Подписанный в начале 2016 г. рамочный договор между SNCB и консорциумом в составе компаний Alstom и Bombardier Transporta­tion, впоследствии вошедшей в со­став Alstom, предполагал постав­ку 1362 двухэтажных вагонов M7, которые могут эксплуатироваться как в составе моторвагонных по­ездов, так и в поездах локомотив­ной тяги. Первый заказ, оформ­ленный на основе рамочного до­говора, предусматривал постройку 445 вагонов, в том числе на заводе в Брюгге — 65 немоторных с каби­нами управления и 290 промежу­точных.

С учетом требований к обеспечению условий для пассажиров с ограниченной мобильностью первоначально высоту пола при входе в вагоны приняли равной 630 мм, чтобы адаптировать их к платформам разной высоты, имеющимся на сети SNCB. Однако некоторые пассажиры все же нуждаются в помощи при посадке в такие вагоны со стандартных платформ, высота которых на линиях SNCB составляет 760 мм. Поэтом при принятии решения о заказе следующей партии вагонов обратили внимание на этот аспект.

Картинка из свободных источников. Санузел для пассажиров с ограниченной мобильностью
Картинка из свободных источников. Санузел для пассажиров с ограниченной мобильностью
Картинка из свободных источников. Салон второго этажа
Картинка из свободных источников. Салон второго этажа

К настоящему времени для SNCB заказано в общей сложности 746 вагонов M7 шести типов. Примерно 54% из них уже поставлено. Ожидается, что остальные вагоны будут готовы до конца 2026 г., однако оператор может разместить дополнительные заказы в пределах численности вагонов, определенной в рамочном договоре.

Конструкцию вагонов, отличающихся улучшенной доступностью, разрабатывали при участии представителей групп лиц с ограничен-ной мобильностью. В каждом таком вагоне предусмотрен один вход на высоте 760 мм над УГР, что соответствует стандартной высоте новых или перестроенных платформ на сети железных дорог Бельгии, которую обслуживает оператор инфраструктуры Infrabel. Вагоны оборудованы выдвижной ступенькой, перекрывающей зазор между полом вагона и платформой.

Второй вход в вагон расположен на высоте 1076 мм над УГР. Отсюда ступеньки ведут вниз в много функциональную зону, размещен­ную на первом этаже, и вверх — в салон на втором этаже. На первом этаже находится санузел, доступ­ный для лиц с ограниченной мо­бильностью.

Ширина внутренних дверей ва­гона увеличена, они снабжены дополнительными поручнями; в то же время кнопка открывания две­рей установлена на меньшей высо­те. Предусмотрена кнопка, пользу­ясь которой пассажир в инвалид­ном кресле может попросить о по­мощи.

Стоимость одного такого вагона— примерно 3 млн евро в ценах 2024 г.

SNCBпланирует распределить их по всем основным маршрутам, на которых уже эксплуатируются ва­гоны семейства M7: Эйпен — Брюс­сель —Остенде, Бланкенберге—Брюс­сель — Генк, Льеж—Брюссель—Кьеврен и Гент — Брюссель — Тонгерен.

Согласно принятым SNCB обя­зательствам по обслуживанию на­селения, к концу 2032 г. число стан­ций, доступных для всех пассажи ров, в том числе с ограниченной мобильностью, должно увеличиться с нынешних 103 до 176, охватывая примерно 70% всех пассажиров. Все поезда, которые SNCB планирует заказать в дальнейшем, должны соответствовать требованиям обеспечения доступности.

К концу 2024 г. SNCB планирует объявить тендер на поставку трех- или четырехвагонных электропоездов, состоящих как из одно-, так и из двухэтажных вагонов и рассчитанных на питание от контактной сети постоянного тока напряжени­ем 3 кВ, а на неэлектрифицированных участках — от тяговых акку­муляторных батарей. Alstom рас­считывает принять участие в этом тендере, полагаясь на свой опыт производства двухэтажных вагонов.

Поддержите канал-поставьте лайк.