Первый из 127 двухэтажных вагонов, которые Alstomстроит по заказу SNCB, был представлен на заводе компании в Брюгге в феврале 2024 г. Конструкцию этих вагонов разрабатывали исходя из условия доступности для пассажиров в инвалидных креслах.
Кузова вагонов изготавливают на предприятии Alstomв коммуне Креспен (французский регион Окситания), используя компоненты, которые выпускают заводы компании, расположенные в Восточной Европе. Неокрашенные кузова промежуточных прицепных вагонов передают на завод в Брюгге, где после окраски проводится их окончательная сборка. Для выполнения заказа на вагоны M7 на этом предприятии задействованы три параллельные сборочные линии и примерно 800 чел. Тележки поступают из Зигена (Германия). Моторные вагоны собирают в Пти-Форе близ Валансьена, тележки для них изготавливают в Ле-Крёзо (оба - Франция).
Решение заказать вагоны, доступные для всех пассажиров, включая лиц с ограниченной мобильностью, было обусловлено необходимостью включить в состав каждого поезда, формируемого из вагонов M7, по крайней мере один такой вагон. Наряду с безопасностью и комфортом выполнение требования доступности — важная составляющая политики SNCB, ориентированной на обеспечение возможности для всех пассажиров, в том числе в инвалидных креслах, путешествовать на поезде без посторонней помощи от момента приобретения билета до прибытия к месту назначения.
Подписанный в начале 2016 г. рамочный договор между SNCB и консорциумом в составе компаний Alstom и Bombardier Transportation, впоследствии вошедшей в состав Alstom, предполагал поставку 1362 двухэтажных вагонов M7, которые могут эксплуатироваться как в составе моторвагонных поездов, так и в поездах локомотивной тяги. Первый заказ, оформленный на основе рамочного договора, предусматривал постройку 445 вагонов, в том числе на заводе в Брюгге — 65 немоторных с кабинами управления и 290 промежуточных.
С учетом требований к обеспечению условий для пассажиров с ограниченной мобильностью первоначально высоту пола при входе в вагоны приняли равной 630 мм, чтобы адаптировать их к платформам разной высоты, имеющимся на сети SNCB. Однако некоторые пассажиры все же нуждаются в помощи при посадке в такие вагоны со стандартных платформ, высота которых на линиях SNCB составляет 760 мм. Поэтом при принятии решения о заказе следующей партии вагонов обратили внимание на этот аспект.
К настоящему времени для SNCB заказано в общей сложности 746 вагонов M7 шести типов. Примерно 54% из них уже поставлено. Ожидается, что остальные вагоны будут готовы до конца 2026 г., однако оператор может разместить дополнительные заказы в пределах численности вагонов, определенной в рамочном договоре.
Конструкцию вагонов, отличающихся улучшенной доступностью, разрабатывали при участии представителей групп лиц с ограничен-ной мобильностью. В каждом таком вагоне предусмотрен один вход на высоте 760 мм над УГР, что соответствует стандартной высоте новых или перестроенных платформ на сети железных дорог Бельгии, которую обслуживает оператор инфраструктуры Infrabel. Вагоны оборудованы выдвижной ступенькой, перекрывающей зазор между полом вагона и платформой.
Второй вход в вагон расположен на высоте 1076 мм над УГР. Отсюда ступеньки ведут вниз в много функциональную зону, размещенную на первом этаже, и вверх — в салон на втором этаже. На первом этаже находится санузел, доступный для лиц с ограниченной мобильностью.
Ширина внутренних дверей вагона увеличена, они снабжены дополнительными поручнями; в то же время кнопка открывания дверей установлена на меньшей высоте. Предусмотрена кнопка, пользуясь которой пассажир в инвалидном кресле может попросить о помощи.
Стоимость одного такого вагона— примерно 3 млн евро в ценах 2024 г.
SNCBпланирует распределить их по всем основным маршрутам, на которых уже эксплуатируются вагоны семейства M7: Эйпен — Брюссель —Остенде, Бланкенберге—Брюссель — Генк, Льеж—Брюссель—Кьеврен и Гент — Брюссель — Тонгерен.
Согласно принятым SNCB обязательствам по обслуживанию населения, к концу 2032 г. число станций, доступных для всех пассажи ров, в том числе с ограниченной мобильностью, должно увеличиться с нынешних 103 до 176, охватывая примерно 70% всех пассажиров. Все поезда, которые SNCB планирует заказать в дальнейшем, должны соответствовать требованиям обеспечения доступности.
К концу 2024 г. SNCB планирует объявить тендер на поставку трех- или четырехвагонных электропоездов, состоящих как из одно-, так и из двухэтажных вагонов и рассчитанных на питание от контактной сети постоянного тока напряжением 3 кВ, а на неэлектрифицированных участках — от тяговых аккумуляторных батарей. Alstom рассчитывает принять участие в этом тендере, полагаясь на свой опыт производства двухэтажных вагонов.
Поддержите канал-поставьте лайк.