Волнения настоящие – с руками, плотно прижатыми к грудной клетки. Эта особенность есть не только у сценаристов, но у драматургов вообще – писать от пережитого. Естественно и за доходы становится обидно. Зачем отдавать бездушной машине свой хлеб? Люди учились, старались, долгие месяцы жили за обещанный гонорар, а теперь им намекают, что совсем скоро придёт бездушная машина, или программа внутри этой машины, и отберёт те крохи, за которые шли бои с продюсерами. Неужели всё было зря?
Первыми в горячую фазу конфликта против ИИ вступили американские актёры. Сценаристы подтянулись тут же. Забастовка SAG-AFTRA – профсоюзы актёров против альянса продюсеров кино и телевидения в США началась 14 июля 2023 года и продлилась до 9 ноября того же года. Такое случилось впервые за 43 года существования американской фабрики грёз. Суть протестов со стороны актёров была в том, что студии им предложили за символическую оплату внести себя в базу лиц и тел, из которых потом ИИ будет формировать массовые сцены.
Вы всё правильно прочитали. На сегодняшний день ИИ не способен сгенерировать настоящую игру актёра ни мимикой, ни языком тела, как говорится, с болванки. Все имеющиеся сегодня программные продукты и алгоритмы способны только видоизменять имеющиеся материалы. В голливудской забастовке были замечены в первую очередь именно актёры второго плана и массовых сцен. Ни одной звезды в протестах замечено не было. Некоторые звёзды ограничились лишь устной поддержкой бастующих.
То же самое произошло с голливудскими сценаристами. Ни одного занятого делом автора в рядах бастующих замечено не было. Протест поддержали лишь писаки на контракте, ваяющие скрипты по образу и подобию успешных франшиз. Но, несмотря на это, забастовка имела для американского телевидения, в первую очередь, и для стриминговых сервисов с он-лайн кинотеатрами вполне ощутимые последствия. Продюсеры сдались, но не полностью. А первоначальные требования против ИИ стали лишь пунктом в заключённом перемирии. И тот прописан с оговорками и далёк от первоначальных претензий.
Эта забастовка показала, что опасность, которую раздувают малоимущие работники голливудских студий, на самом деле не серьёзна, от слова вообще. Если на то пошло, то клонированием актёров массовых сцен Голливуд занимается уже давно. Все особо массовые сцены снимаются малыми группами АМС, а потом множатся при помощи компьютерной графики. На фото выше сгенерированная простенькой программкой со смартфона картинка, где меня размножили на фоне массовки, изображающей заполненные трибуны московского стадиона в 1950-х годах.
Сценаристы подключились к забастовке актёров, услышав, что в мире уже появились программы на основе ИИ, которые запросто генерируют, если не сценарии, то, как минимум синопсисы историй. О голливудских сценаристах можно писать много и долго. Но вся суть будет всегда сводиться к одному – платят мало. Крупнейшая забастовка сценаристов Голливуда уже была в 1988 году, а в 2023 сценаристы отделились от протестующих актёров и объявили о своих требованиях – платите нам за работу больше. И опять, в финальном соглашении об окончании забастовки ни слова об использовании ИИ.
Так страшен ли этот ИИ для работников клавиатуры, как его раздувают? У нас в профильных сообществах то и дело всплывает тема генерации текстов при помощи всяких GPT. И тут я вижу, что авторы, у кого работа расписана на пару-тройку лет вперёд, ведут себя сдержанно, комментируя способности ИИ с лёгкой иронией. Ребята же, кто десятилетиями пытается пристроить свои «нетленки», волнуются и грозятся уйти из профессии. В принципе, ещё и не зайдя в неё всей душой. Проданная короткометражка студенту режиссёрских курсов – не тот уровень, чтобы сразу заносить себя в национальный реестр сценаристов.
Попытки сгенерировать сценарий при помощи машинных кодов, ведутся, чуть ли не момента появления компьютеров. По крайней мере, ещё в начале 1990-х программы под такую деятельность создавались одновременно в Японии, Германии, Австралии и США. Прошло более тридцати лет, а имени робота-сценариста так и не появилось в титрах. Из всех громких событий только обещания и планы. Тут на неделе произошёл обвал фондовых рынков, первой скрипкой в котором сыграла компания Nvidia с сообщениями, что развить интеллект в искусственной форме пока не получается. А ведь под это дело с инвесторов стрясли миллионы портретов американских президентов! А особо доверчивые вкладчики мечтали: «Вот сейчас как всех заменим на железяку работоспособную!» Но не сложилось. Не хочет искусственный интеллект развиваться без учамстия человека.
У меня подписки на GPT нет, поэтому я обратился к знакомому владельцу киностудии. Мы ввели написанные заранее события будущего сценария и попросили машину сгенерировать продолжение истории. Пожужжав для порядка и сожрав без стеснения продюсерские денежки, GPT нам выдал пересказ уже написанной первой четверти текста в иной, совершенно поломанной с драматургической точки зрения форме. То есть не справился с заданием никак. Мы потратили два часа времени, но не пожалели. Я с облегчением выдохнул, что ИИ живого сценариста ещё долго не заменит, а хозяин киностудии сделал выводы, что обращаться к машине рановато.
Суть в том, что все имеющиеся на сегодня прообразы интеллекта в программном виде прекрасно справляются с математическим анализом. А вот со смыслами и выводами у них всё сложно. Если у программы нет цели, то найти её самостоятельно она не способна. Это как со сценаристами, пишущими продолжения уже идущих в эфире мыльных опер. Им дают готовых персонажей с набором характеристик и условий. Дают сюжетные темы, и остаётся лишь прописать диалоги и распределить сюжетные повороты по структуре. Работа, если честно, рабская. Типа «пашем от этой кромки поля и до заката». Но, даже с таким, заранее расписанным заданием, ИИ не справляется.
Для успеха ИИ нужны чёткие задачи с уже готовыми решениями. Но прописывать каждый такой момент сценарист может сам. Ещё и живее, натуральнее, по-человечески. Задавать машине вопрос «почему герой поступает именно так?» сегодня чревато сломом всей системы. Она элементарно зависнет. Или выдаст бред, который ни в сериале показать, ни вслух произнести. Весной этого года у ChatGPT уже случилось сезонное обострение. Три дня сервис выдавал нестыкующиеся ответы в стиле пациентов палаты №6. Программа была перегружена вводными, противоречащими, с точки зрения кодов, логике последовательности действий. Решили проблему путём удаления лишней информации.
В моём примере с опытом запроса продолжения истории написано, что ИИ использовал лишь четверть информации. Потому что GPT не мог понять (сейчас будет спойлер), как герой, который весь из себя правильный и справедливый, решил скрыть преступление друга. Не поняла программа сложности выбора персонажа между справедливостью и дружбой. Не ведомы ей пути человеческих отношений. В своей версии машина обошла эту тему стороной, как нелогичную. А вся наша жизнь это борьба логики с чувствами. Есть в упомянутом сценарии мама главного героя. Когда коллеги-редакторы читали, они признались, что «…зло берёт, как она с сыном обходится, но понять её можно, действия матери оправданы». Машине же такие переживания непонятны.
Сегодня в одном из сценарных чатов вновь подняли эту проблему. Ребята, кто пока не получил предложений от студий писать денно и нощно за миллионы российских рублей, тут же кинулись исполнять русские народные причитания «всё пропало, шеф». Коллеги, у которых на рабочем столе компьютера открыта девяносто восьмая серия заказанного сериала с улыбкой написали, что волноваться рано. А то и вообще бесполезно. Не получится у машины обзавестись душой, сердцем и сто граммами у монитора. Так что паника преждевременна.