"Уж я к ней и так и этак, со словами и без слов" (с), а воз и ныне там - это про контразависимого человека, точнее про зачастую безуспешные попытки построить с ним отношения. Ну никак к нему не подобраться! И видишь, что тебя не со зла "качелят" своим ближе-дальше, явно не чтобы тебе голову вскружить (хотя контразависимые кружат головы не хуже нарцев и пограничников), тут всем нутром ощущается что-то другое...
И вот что
Контрзависимый, в отличие от манипуляторов и "качельных" субъектов с антисоциальными психопатологиями, в эмоциональной близости очень остро нуждается, как и любой нормальный человек. Однако страх сближения силен настолько, что потребность в отношениях вытесняется. Вот это очень важный момент: контрзависимый ощущает не страх (!), он ощущает страх под личиной остуды (!), он бессознательно обесценивает собственные чувства. Ему искренне начинает казаться, что он себя накрутил, чувств как таковых и нет, да это гормональный фон чудит, и так далее, и тому подобное. Понятен ход мыслей нашего горемыки? Контрзависимый пребывает в перманентном отрицании своей потребности в близких отношениях.
По разным причинам
В корне контразависимости, как и было сказано выше, лежит страх сближения. Но вот само сближение может пугать по разным причинам. Кто-то боится, что его в отношениях будут душить любовью, как это делала в детстве гиперопекающая мама, кто-то боится, что его привязанностью будут пользоваться отнюдь не в его интересах, кому-то позарез нужда самореализация и контрзависимый переживает, что растворится в любви к другому человеку и это отнимет его у дела всей жизни.
Иными словами, контрзависимый глубинно неуверен в собственных силах сопротивляться эмоциональной западне, которую видит в любви и близких отношениях. Он подозревает, что не справится, если что-то пойдет не так. И далеко не всегда эти опасения иррациональны и беспочвенны.
"Качели"
Контрзависимого легко можно принять за манипулятора из-за того, как виртуозно ему удается эмоционально раскачивать своего потенциального партнера классическими пикаперскими приемами, типа ближе-дальше/горячо-холодно. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что контрзависимый и сам от этого страдает, его это тоже выматывает.
Почему его вообще так "колбасит"? Да потому что вытесненные чувства никуда не деваются просто так и могут спонтанно прорываться на свет божий в виде "приступов нежности", тоски по человеку, который для контрзависимого, как ему кажется, ничего не значит. Может накрыть страсть, может случиться вспышка ревности.
А потом контрзависимый ужасается своих чрезмерных реакций и, угадайте, что делает? Правильно, всё обесценивает. На него просто "что-то нашло". Помрачение какое-то временное. Иными словами, ему настолько страшно видеть себя уязвимым перед партнером, перспектива близости выглядит настолько болезненной, что ему проще не сближаться вовсе, либо быстро выходить из отношений.
А чувства тем временем на месте, они контрзависимым проживаются, но не осознаются. Представляете, какой урон это наносит его психике, такой-то внутренний раздрай? Особенно если чувства большие и сильные, еще и корни пустили, например, и пышным цветом уже цветут, а контрзависимый и не в курсе. Тихий ужас, дамы и господа.