"Сперва жена влияла на Великого князя, но, утратив женственность(...) всегда грязная, в шерстяных чулках, она его отвратила" - писал лощеный светский красавец Афиноген Орлов о принцессе Александре Петровне Ольденбургской, супруге младшего брата Александра II Николая.
Каких только колких эпитетов от сплетников обеих полов не удостоилась супруга великого князя: юродивая, блаженная, птичница, замарашка и т.п., а сам "любящий" супруг предпочитал называть ее коровой.
А все только потому, что Александра Петровна не любила светской жизни и посвящала все свободное время воспитанию детей, уходу за большим семейным хозяйством (в том числе за домашним скотом в обширном имении Знаменка в Петергофе ), а также благотворительности и помощи бедным.
Тем не менее, трудно поверить, что женщина, живущая во дворце, к услугам который был целый легион прислуги, все время ходила грязной и неряшливой (кстати, она такой на фото и не выглядит).
Скорее здесь проглядывает известная светская месть женщине, которая пошла против воли Высшего общества Петербурга:
Как, ты не танцуешь на балах, а возишься с коровами и курами?
Значит ты сама свинья и неряха!
При этом сам добродетельный супруг Александры Петровны, Великий князь Николай Николаевич с самых ранних лет был замечен в многочисленных амурных похождениях.
Так, мемуаристка Анна Тютчева вспоминала, что он провел всю свою юность в: "далеко не блещущем умственными интересами обществе фрейлин своей матери". А князь Дмитрий Оболенский прямым текстом говорил, что Великий князь был: "слаб по женской части и этим много себе повредил".
Поэтому, когда Николай I и Александра Федоровна наконец-то женили 25-летнего Николая на доброй и хозяйственной девушке из хорошей семьи, они, казалось бы, должны были вздохнуть с облегчением, что сын остепенился.
Но не тут то было!
Казавшийся поначалу удачным брак великого князя уже через несколько лет дал трещину, и Николай Николаевич начал изменять супруге, а после 30-ти лет и вовсе завел себе вторую семью с балериной Екатериной Числовой.
В связи с этим фактом еще с XIХ века широко известна байка о том, что когда Александра Петровна узнала, что у ее мужа есть вторая семья, она потребовала от Александра II воздействовать на брата и прекратить это безобразие. Но император лишь жестко высмеял ее и сказал:
Послушайте, ваш муж в полноте сил, ему нужна женщина, которая могла бы ему нравиться. Теперь посмотрите же на себя… как вы одеты!
Однако даже если подобные оскорбительные (по отношению к женщине и близкой родственнице) слова и были сказаны царем, то крайне маловероятно, чтобы сама Александра Петровна и уж тем более Александр II потом пересказали их третьим лицам.
Скорее всего, это типичный великосветский анекдот, который, тем не менее, еще раз прекрасно показывает, как высшее общество относилось к женщинам, которые не придерживались общепринятого в аристократической среде поведения.
Вторая половина жизни Александры Петровны Романовой была полна самых немыслимых взлетов и падений:
Решив тем или иным образом узаконить свои отношения с балериной и добиться развода с нелюбимой супругой, Николай Николаевич публично обвинил Александру Петровну в супружеской измене, отобрал все фамильные драгоценности и выгнал из дворца.
Понятно, что скандал при этом вышел нешуточный. Но Александр II не стал усугублять его, с одной стороны, не разрешив брату развод, а с другой - отправив его супругу на "длительное лечение" за границу.
Александра Петровна вернулась в Россию лишь в правление Александра III. Она не стала возвращаться в Петербург и основала в Киеве Покровский женский монастырь, в котором приняла монашеский постриг под именем Анастасия.
Однако невзгоды жизни продолжали преследовать бывшую принцессу и в монастыре:
В течение 10 лет наша героиня страдала от полного паралича ног. Но однажды, горячо помолившись перед иконой Почаевской Божией Матери, вновь обрела способность ходить.
Вот как писала об этом сам инокиня Анастасия в письме митрополиту Платону:
Я дерзнула помолиться своей Заступнице: "Если тебе угодно, Матерь Божия, Царица Неба и Земли, воздвигни меня на служение Тебе, прими мои грешные труды и усердие. Позволь мне до конца жизни служить Тебе и святой обители, созданной во Имя Твое». Я ещё раз вздохнула молитвенно Пречистой, Преблагословенной Матери Господа нашего и сказала: «Помоги Ты мне». Встала и шагнула несколько шагов…"
Эта история отнюдь не легенда. Сохранилось множество исторических свидетельств, что Александра Петровна долгое время передвигалась на инвалидной коляске, а конец жизни встретила твердо стоя на ногах.
Но, к сожалению, большинство любителей Отечественной истории даже не знает о существовании этой неординарной женщины.