Что получили предприниматели России: чем им помогли законодатели
С 2020 года российские предприниматели столкнулись с различными ограничениями: сначала из-за пандемии, а затем из-за санкций. Каждый раз государство оказывало бизнесу определённую поддержку. Так, был введён мораторий на банкротство, правительство объявило о приостановке плановых проверок и автоматическом продлении всех необходимых лицензий.
Однако законодатели также вводили нормы, которые усложняли работу предпринимателей. Например, были изменены правила сбора и обработки персональных данных, а также внесены корректировки в рекламную деятельность и заключение договоров с потребителями услуг.
Запрет на банкротство и кредитные каникулы
Впервые механизм банкротного моратория был опробован в 2020 году, а в 2022 году его действие распространилось на все сферы деятельности. Эксперты считают, что эта мера поддержки помогла многим юридическим лицам адаптироваться к новым условиям.
Среди тех, кто мог воспользоваться правом на мораторий, лишь 0,6% предпочли отказаться от этой привилегии. Однако юристы также отмечают, что у кредиторов потенциально неплатёжеспособных должников могут возникнуть проблемы. Многие интересуются возможностью получения компенсации из-за невозможности своевременно получить свои средства.
Ещё одна важная мера поддержки — кредитные каникулы, которые могли получить субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) . Для этого необходимо было соответствовать следующим условиям:
* юридическое лицо должно относиться к одной из наиболее пострадавших отраслей;
Срок действия кредитных каникул не превышал шести месяцев. У должника могло быть несколько кредитов, и он мог запросить каникулы по каждому из них, но только один раз.
Конечная цель этих действий — предоставить бизнесменам возможность адаптироваться к новым сложным условиям, избежать сокращения штатов и прекращения деятельности.
Реструктуризация обязательств
Санкции серьёзно повлияли на финансовое положение многих заёмщиков, многие из которых потеряли возможность выплачивать свои банковские кредиты. Из-за этого финансистам рекомендовали не только рассматривать просьбы о реструктуризации, но и отменять штрафные санкции.
Цель этих действий — поддержать компании, которые пострадали от санкций наиболее сильно. По некоторым данным, общая сумма реструктурированных обязательств уже в первые шесть месяцев превысила 9,5 триллионов рублей.
Поддержка в период мобилизации
В сентябре 2022 года в стране была объявлена частичная мобилизация, которая затронула многих предпринимателей. В такой ситуации государство может предоставить им поддержку в следующих формах:
1. Кредитные каникулы. Это означает отсрочку платежей по кредиту, включая как основную сумму задолженности, так и начисленные проценты. Воспользоваться этой льготой могут физические лица, которые являются единственными участниками предприятий и организаций.
Важно отметить, что если предприниматель попадает в госпиталь или больницу на лечение, то действие каникул распространяется и на эти периоды.
2. Отсрочка по уплате налогов и сборов в соответствии с выбранной системой налогообложения. Это означает, что предпринимателя не будут штрафовать или наказывать иным образом за несвоевременную сдачу отчётности.
Эта льгота предназначена для предпринимателей, которые совмещают обязанности учредителя и руководителя юридического лица. Однако здесь есть и негативный момент: до момента мобилизации предприниматель может не успеть оформить необходимые документы, чтобы третье лицо могло управлять компанией в его отсутствие. В этом случае все работники будут уволены.
Продление лицензий в автоматическом режиме
Если срок действия лицензии или другого разрешения истекает до 31 декабря 2022 года, то предприниматель может не беспокоиться о её продлении ещё 12 месяцев. Также упрощена процедура получения новых разрешительных документов. Это сделано для того, чтобы снизить затраты предприятий.
Отменены плановые проверки
В 2022 году, по аналогии с периодом пандемии, правительство ввело мораторий на плановые проверки для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Этот мораторий действует до конца 2022 года и не распространяется на компании, деятельность которых связана с рисками для жизни и здоровья людей.
Отмена проверок позволяет снизить административную нагрузку на предпринимателей, и правительство решило продлить этот мораторий на 2023 год.
Кроме того, были введены новые ограничения, касающиеся составления договоров на оказание услуг. После 1 сентября 2022 года при заключении таких договоров важно учитывать следующие моменты:
1. Продавец не может отказаться от исполнения своих обязательств или вносить изменения в договор в одностороннем порядке.
2. Поставщик не может указывать в договоре, в каком суде будут рассматриваться споры. Вопрос с подсудностью будет решать потребитель.
3. Поставщик не может штрафовать потребителей услуг, если они отказываются от исполнения условий соглашения.
4. Поставщик не может навязывать потребителям дополнительные услуги за плату без их согласия.
5. Поставщик услуг не может устанавливать ограничения в части вариантов оплаты поставленных товаров или услуг.
Также были введены новые ограничения, касающиеся снижения размеров законных неустоек и урегулирования претензий при оказании услуг или продаже товаров ненадлежащего качества.
Поставщикам услуг рекомендуется тщательно подходить к составлению договоров. Если в договоре есть какой-либо из перечисленных пунктов, он может быть признан ничтожным. В этом случае поставщик услуг или продавец товаров будут обязаны компенсировать убытки потребителя. На это даётся всего 10 дней с момента предъявления претензий.
Отдельно стоит отметить вопрос предоставления персональных данных. Если получатель услуг (покупатель товаров) отказывается предоставить свои персональные данные, поставщик (продавец) не может отказаться от заключения договора (его пролонгации, внесения изменений или расторжения), если только отказ не обусловлен нормами законодательства.
Неправомерные действия при составлении договора могут повлечь за собой ответственность в соответствии с КоАП РФ. Должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо — от 30 до 50 тысяч рублей.
Меняется порядок работы с персональными данными
После 1 сентября 2022 года обработка персональных данных будет регулироваться новыми правилами. По мнению экспертов, это самые значительные изменения в законодательстве о защите персональных данных с 2015 года.
Что нужно знать об изменениях:
Закон будет действовать по экстерриториальному принципу. Это означает, что его требования будут распространяться на всех операторов персональных данных, независимо от их местоположения.
Все операторы персональных данных будут обязаны составлять и передавать уведомления в Роскомнадзор. В случае утечки персональных данных, компании должны будут реагировать на них в соответствии с новыми требованиями.
Операторы, работающие с персональными данными, должны пересмотреть свои локальные нормативные акты. В них необходимо точно указать, какие данные собирает оператор, на каких условиях будет проводиться их обработка.
Также операторы должны будут составлять поручения на обработку персональных данных в соответствии с новыми требованиями.
Важно отметить, что не все поправки вступят в силу сразу. Часть из них начнёт действовать только после 1 марта 2023 года. Бизнесу даётся полгода на то, чтобы привести свои внутренние нормативные акты в соответствие с новыми требованиями.
Например, теперь о каждой трансграничной пересылке персональных данных нужно будет сообщать в Роскомнадзор. При этом необходимо учитывать, в какую страну планируется пересылка данных, и обеспечена ли в этой стране защита пользовательской информации. Если страна не гарантирует защиту персональных данных, Роскомнадзор может запретить подобные трансграничные пересылки.
Юристы рекомендуют бизнесменам уже сейчас пересмотреть процессы сбора и обработки персональных данных, чтобы избежать нарушений законодательства.
Кроме того, законодатели решили помочь бизнесменам и минимизировать вероятность возбуждения уголовного дела за экономические преступления. Теперь инициатива в этом вопросе должна исходить от ФНС. Если налоговики не предоставят следователю информацию, то и уголовного дела не будет.
Внесены изменения в КоАП РФ
С марта 2022 года были внесены значительные изменения в правила уплаты штрафов за административные правонарушения.
Теперь, если проверка со стороны государственных структур выявит нарушения со стороны бизнеса, сумма штрафа будет минимальной.
Предприниматели также могут получить скидку в размере 50% от суммы назначенного штрафа, если между вынесением постановления о назначении штрафа и его оплатой пройдёт не более 20 дней.
Если проверка установит наличие нескольких нарушений, штраф будет выписан только за одно из них.
Эти изменения следует внимательно изучить тем, кто работает на экспорт, импортирует товары, продукцию или услуги.
Ранее по статье 15.25 КоАП РФ сумма штрафа составляла от 75% до 100% от суммы операции с нарушением законодательства. Теперь же сумма наказания будет в пределах от 20% до 40%.
Кроме того, если нарушение стало следствием санкций со стороны западных стран, резидент РФ может вообще избежать административной ответственности за несоблюдение валютного законодательства.
Согласие ФАС можно больше не запрашивать
До февраля 2022 года для совершения сделки по слиянию и поглощению (M&A), если её сумма превышала 400 миллионов рублей, требовалось согласие Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Однако в феврале в закон «О защите конкуренции» были внесены изменения, увеличивающие этот лимит до 800 миллионов рублей.
Эти же суммы будут использоваться контролирующими органами при проверке «вертикальных» соглашений. Даже если сделка является антиконкурентной, но её сумма не превышает 800 миллионов рублей, она будет признана допустимой. Этот же лимит также учитывается в некоторых статьях закона «О торговле».
Ещё одно важное изменение касается хозяйствующих субъектов. Если их годовая выручка не превышает 800 миллионов рублей, то они не считаются доминирующими в своей сфере.
Эксперты считают, что эти нововведения будут полезны для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), поскольку позволят им не согласовывать более значимые сделки с ФАС.
Рекламу будут маркировать
Всем, кто занимается рекламной деятельностью, необходимо учитывать изменения в законе «О рекламе», которые вступили в силу с 1 сентября 2022 года. Вот основные моменты, которые стоит учесть:
1. О каждом факте размещения рекламы в интернете необходимо информировать Роскомнадзор.
2. Лица, занимающиеся распространением рекламы, обязаны особым образом её маркировать.
Эти требования в полной мере относятся и к Telegram. Информацию о том, кто заказывает, размещает, распространяет рекламу и так далее, необходимо хранить в течение 5 лет. В случае необходимости её могут запросить контролирующие органы, включая ФНС.
Эксперты отмечают, что изменение законодательства было воспринято хозяйствующими субъектами неоднозначно. С одной стороны, теперь блогеры не смогут скрывать рекламу под видом личных советов и рекомендаций. С другой стороны, могут возникнуть сложности с определением того, является ли информация обычной или рекламной. В любом случае, как полагают некоторые юристы, рекламная индустрия будет претерпевать изменения.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!