Найти тему

От J-10 до Stealth J-20 — 8 истребителей, которые Китай скопировал у США и России, чтобы разработать собственные боевые самолеты Часть 2.

Фото Интернет
Фото Интернет

Военка. Российское и зарубежное военное обозрение. 8 августа 2024 г.

Шэньян J-11/16 (копия Су-27)

В 1970-х годах Шэньянский авиазавод предложил новую конструкцию легкого истребителя с британским двигателем Rolls-Royce Spey 512. Он должен был обладать лучшей маневренностью, чем МиГ-19, и лучшей скороподъемностью, чем МиГ-21.

J-11 наконец появился на свет в 1998 году как китайская версия советского истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27 СК после того, как Китай заключил производственное соглашение на сумму 2,5 миллиарда долларов, по которому Китаю была предоставлена лицензия на производство 200 самолетов Су-27СК с использованием поставленных Россией комплектующих.

В рамках соглашения эти самолеты должны были быть оснащены российской авионикой, радарами и двигателями. Однако в 2004 году российские СМИ сообщили, что совместное производство базового J-11 в Шэньяне было остановлено после того, как было построено около 100 моделей.

В середине 2002 года ВВС НОАК представили макет модернизированной многоцелевой версии J-11. Местный вариант J-11B включал в себя различные китайские модификации материалов и усовершенствования планера с улучшенными методами производства. Он также включал внутренние китайские технологии, такие как радар, комплекты авионики и вооружение, включая противокорабельные и PL-12 ракеты класса «воздух-воздух», предположительно для роли морского ударного самолета.

Предполагаемая причина внезапной остановки производства J-11 заключалась в том, что он больше не мог удовлетворять требованиям ВВС НОАК из-за таких элементов, как устаревшая авионика и радар, которые были спроектированы для выполнения воздушных задач.

В 2002 году российские СМИ сообщили, что китайцы рассматривают возможность замены российских компонентов самолетов J-11/Су-27СК на отечественные, китайские детали.

В частности, заменить российскую РЛС НИИП Н001 на китайскую РЛС управления огнем на базе семейства Type 147X/KLJ-X, двигатель АЛ-31Ф на WS-10A, а российские ракеты класса «воздух-воздух» Р-77 на китайские ракеты класса «воздух-воздух» ПЛ-9 и ПЛ-12.

Один J-11 был сфотографирован в 2002 году с установленными для испытаний двигателями AL-31F и WS-10A. Однако только в 2007 году китайское правительство наконец раскрыло информацию о национальном J-11: J-11, используемый для испытаний WS-10, был обозначен как J-11WS.

В середине 2007 года государственный телеканал CCTV 7 показал кадры с J-11B, официально подтвердив существование J-11 с отечественными компонентами.

На авиасалоне в Чжухае 2002 года была опубликована фотография, на которой якобы изображен J-11, модифицированный для летных испытаний одного турбовентиляторного двигателя WS-10. Андрей Чан, военный специалист в Китае, сообщил, что один J-11A был оснащен турбовентиляторным двигателем WS-10A отечественного производства.

Однако российские СМИ также сообщили, что Китай по-прежнему намерен модернизировать двигатели нынешнего парка J-11 с помощью силовых установок Сатурн-Люлька или Салют. Рассматриваемые двигатели включают Сатурн АЛ-31-117С (развитие Люлька АЛ-31Ф, запланированного для индийского Су-30 МКИ).

Серийное производство WS-10 и интеграция с J-11 оказались сложнее, чем ожидалось. В результате, несмотря на то, что было испытано несколько связанных прототипов и, по крайней мере, один полк был переведен на версию J-11B с двигателем Taihang в 2007 году, эти самолеты впоследствии были надолго выведены из эксплуатации из-за низкой эксплуатационной надежности.

В отчете Washington Times говорилось, что китайские двигатели работали 30 часов, прежде чем им требовалось обслуживание, по сравнению с 400 часами для российских версий. Дефекты были отслежены до производителя двигателя, который использовал нестандартные процедуры производства и контроля качества.

Несколько последующих партий временно вернулись к оригинальным российским турбовентиляторным двигателям АЛ-31Ф. К концу 2009 года проблемы с производством двигателей были окончательно решены, и, как сообщается, WS-10A оказался достаточно зрелым для установки на самолет Block 02.

Легитимность J-11/J-11B осталась недоказанной, несмотря на обилие информации, появившейся с 2007 года. В ходе пресс-конференции на авиасалоне в Фарнборо в 2009 году заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Александр Формин сообщил, что Россия пока не задавала Китаю никаких вопросов относительно «копирования» военной техники.

Фомин сообщил, что Россия передала Китаю лицензии на производство самолета и его комплектующих, включая соглашение о правах интеллектуальной собственности.

Однако подробности прав интеллектуальной собственности не были раскрыты, что породило спекуляции о «секретном» контракте или частях первоначального контракта. Лицензия, по крайней мере, официально, не включала версию для авианосца, Sukhoi Su-33, или какой-либо его вариант, такой как Shenyang J-15.

На авиасалоне МАКС-2009 генеральный директор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин заявил: «Россия будет расследовать вопрос о том, является ли J-11B китайской копией Су-27».

В 2010 году Рособоронэкспорт объявил на своем официальном сайте, что ведет переговоры с китайской стороной относительно продолжающегося производства оружия, которое Россия считает нелицензионным. В свете продолжающихся расследований Рособоронэкспорт выразил обеспокоенность по поводу будущих продаж передовых российских систем и компонентов в Китай.

В отличие от других истребителей, которые Китай использовал в то время, Су-27 был оснащен передовыми системами авионики и технологией электродистанционного управления, которые Китай смог внедрить и в более поздние платформы.

В 2000 году Россия продала Китаю ряд усовершенствований, которые она внесла в свою платформу Су-27, и последующие усилия Китая по их внедрению вместе с отечественными технологиями с тех пор привели к появлению J-16 — модифицированного и обновленного Су-27. Позднее Китай приобрел только 24 Су-35С, явно для того, чтобы получить новейшие технологии для копирования.

Шэньян J-15 (копия Су-33)

Shenyang J-15, также известный как «Летающая акула», — двухмоторный палубный истребитель 4-го поколения ВМС Народно-освободительной армии (PLAN). Он разработан на основе J-11B и обратного проектирования после разборки прототипа Су-33.

Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!

Незаконченный прототип Су-33, Т-10К-3, был приобретен у Украины в 2001 году и, как говорят, был тщательно изучен и подвергнут обратному проектированию. Разработка J-15 началась сразу после этого.

Хотя J-15, по всей видимости, конструктивно основан на прототипе Су-33, в истребителе отечественного производства использованы китайские технологии, а также авионика из программы J-11B.

В феврале 2018 года несколько китайских СМИ обсуждали замену самолета, заявляя, что он относится к истребителям 4-го или 4,5-го поколения. Таким образом, J-15 рассматривается как временный палубный истребитель до тех пор, пока не поступит на вооружение преемник 5-го поколения, который может быть основан на J-20 или J-31 (теперь J-35).

J-15 является основным палубным самолетом Китая, и если бы Китай добился своего, то изначально его производство осуществлялось бы путем простой покупки производственной линии для Су-33 (российской палубной версии Су-27).

Когда Россия отказалась поделиться секретами конструкции Су-33, Китай провел обратную разработку с помощью Украины. Результатом стал палубный истребитель, который разделяет конструкцию складного крыла и общий внешний вид Су-33, в сочетании с несколькими китайскими усовершенствованиями, такими как включение большего количества композитных материалов для снижения общего веса.

J-15 совершил свой первый полет 31 августа 2009 года и был введен в эксплуатацию ВВС Китая в 2013 году. Первоначально это был одноместный вариант, но двухместный вариант J-15S впервые поднялся в воздух в 2012 году.

На последнем J-15D установлены модули РЭБ и другое электронное оборудование, а датчик IRST был удален. Он проходит эксплуатационные испытания с конца 2018 года.

JF 17 «Гром» (Копия МиГ-21 и F-16)

Китайский J-7 по сути был платформой МиГ 21. Получив доступ к проектным спецификациям F-16 через израильскую программу «Lavi», Китай «смешал» две технологии, чтобы создать самолет, который, как утверждают некоторые, больше, чем сумма его частей.

Элементы обоих самолетов можно увидеть в FC-1 (JF-17 в Пакистане), с носом и хвостом F-16, соединенными отчетливо заметным дизайном крыла МиГ-21. Последняя модификация JF-17 теперь включает радар AESA, возможности дозаправки в воздухе, большее использование композитных материалов, технологию управления и новейшие китайские ракеты класса «воздух-воздух».

Производство также осуществляется в Пакистане, среди других заказчиков — Мьянма и Нигерия.

Chengdu J-20 (копия F-22 Raptor)

J-20 разработан как истребитель завоевания превосходства в воздухе с возможностью нанесения точных ударов. Он совершил свой первый полет 11 января 2011 года и был официально представлен на Китайском авиасалоне 2016 года.

Самолет был принят на вооружение в марте 2017 года и приступил к этапу боевой подготовки в сентябре 2017 года. Первое боевое подразделение J-20 было сформировано в феврале 2018 года. J-20 является третьим в мире действующим истребителем-невидимкой пятого поколения после F-22 и F-35.

J-20 — первый китайский истребитель пятого поколения. Как официально заявляется, проект Lockheed Martin F-22 был украден гражданином Китая по имени Су Бин, который был приговорен за свое преступление к 46 месяцам в федеральной тюрьме.

За исключением очевидного добавления передних рулей на J-20, оба самолета выглядят почти идентично. Однако у Китая нет обширного опыта в области технологий малозаметности, и широко распространено мнение, что малозаметность J-20 ограничена его плохим покрытием, поглощающим радиолокационные лучи, производственными.

Американские эксперты по обороне заявили, что китайский J-20 будет иметь гораздо большую радиолокационную сигнатуру, чем F-22. США прекратили программу F-22 в 2011 году, построив около 180 самолетов. Китай, с другой стороны, построил 300 самолетов и будет продолжать производить J-20 в больших количествах в течение многих лет.

Шэньян J-31 / J-35 (копия F-35 Lightning II)

Shenyang FC-31 — двухмоторный китайский истребитель пятого поколения среднего размера, находящийся в стадии разработки. Фотография модели с обозначением F-60 была опубликована в Интернете в сентябре 2011 года. Фотографии, возможно, полностью собранного самолета, стоящего на аэродроме, появились 15 или 16 сентября 2012 года. Сообщается, что F-60 — это экспортная версия, тогда как J-31 — это внутренняя китайская версия того же истребителя.

31 октября 2012 года свой первый полет совершил прототип № 31001. Китай стал второй страной, в которой одновременно проходили полевые испытания два проекта истребителей-невидимок.

Самолет продолжил ограниченную программу испытаний. Из разрозненных сообщений из Китая следует, что J-31 будет иметь два варианта. Один будет палубным истребителем, а другой может быть сухопутной версией для экспорта.

Представители AVIC говорят, что самолет предназначался для экспорта в качестве конкурента F-35. Улучшенный прототип с модификациями вертикальных стабилизаторов, крыла и планера, электрооптической системой наведения, большей полезной нагрузкой, улучшениями в скрытности и модернизированной электроникой совершил свой первый полет в декабре 2016 года. В ноябре 2018 года в сообщениях СМИ указывалось, что программа FC-31 получила государственное финансирование и рассматривается как ВВС НОАК, так и ВВС НОАК.

Как и F-22, истребитель Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter, как сообщается, также был скомпрометирован Су Бинем, что привело к китайской программе J-31. Этот самолет, все еще находящийся в стадии разработки, обладает большей дальностью полета и большей грузоподъемностью, чем F-35, на котором он был основан.

После того, как он достигнет полного производства, J-31 станет основным палубным истребителем Китая, заменив проблемный J-15 ВМС НОАК, как только он поступит на вооружение. Как и программа J-20, J-31 ограничен неопытностью Китая в области малозаметных самолетов.

Внешне J-31, похоже, во многом заимствует из программ F-35 и F-22. Пакистан проявил интерес к приобретению J-35.

Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!

От J-10 до Stealth J-20 — 8 истребителей, которые Китай скопировал у США и России, чтобы разработать собственные боевые самолеты Часть 1.