Какие права имеют пассажиры наземного транспорта?
Каждый человек, пользующийся наземным транспортом, должен знать о своих правах.
Согласно двадцатой статье автотранспортного устава, в пунктах с двадцать седьмого по тридцать третий включительно содержатся правила, регулирующие автомобильные перевозки. В соответствии с этими правилами, водитель обязан выдавать билеты, которые являются документальным подтверждением заключения договора о перевозке.
Билеты могут быть электронными или номерными талонами, а также выглядеть как чек с информацией об оплате. Багажная квитанция, в свою очередь, подтверждает факт сдачи пассажиром багажа. Её необходимо предъявить для получения багажа после прибытия к пункту назначения. В случае возникновения спорной ситуации этот документ потребуется для написания претензии к перевозчику на возмещение материального ущерба. Также багажный талон понадобится при компенсации расходов, связанных с командировкой.
Льготы на проезд
С правилами проезда можно ознакомиться в седьмой части двадцатой статьи автотранспортного устава, двадцатой статье двести двадцать второго Федерального закона и во втором пункте первой части сто семьдесят восьмого Федерального закона.
На федеральном уровне правом льготного проезда пользуются следующие категории граждан:
* сироты;
* дети, оставшиеся без попечения родителей;
* сироты, обучающиеся на бюджетных отделениях высших учебных заведений государственного образца.
Они могут бесплатно перемещаться в следующих видах транспорта:
* городском коммунальном транспорте;
* автобусах пригородного следования;
* внутрирайонных транспортных средствах в сёлах;
* междугородном транспорте единожды в течение двенадцати месяцев.
Граждане со статусом инвалида, люди преклонного возраста и некоторые другие незащищённые категории населения обладают определёнными льготами, которые устанавливаются органами социальной защиты.
Лица, не достигшие шестнадцати лет, не могут выходить на своей остановке при неоплаченном проезде.
В двадцать второй части двадцатой статьи автотранспортного устава указано, что ребёнка до 16 лет нельзя высаживать из автобуса при неоплаченном им проезде, если он едет без сопровождения совершеннолетних граждан. Запрещено требовать штраф за проезд без билета.
Бесплатная перевозка детей
В двадцать первой статье этого же устава указано, что взрослые имеют право бесплатно перевозить в городском общественном транспорте ребёнка, не достигшего семи лет, если ему не предоставлено отдельное место. В автобусах междугороднего сообщения можно не оплачивать проезд ребёнка в возрасте до пяти лет при наличии ремней безопасности.
Бесплатная перевозка ручной клади
В пункте 2 части 1 статьи 22 автотранспортного устава говорится, что пассажиры во всех регионах Российской Федерации имеют право провозить бесплатно:
* ручную кладь размером до 120 сантиметров;
* лыжи в специальном чехле;
* детскую или инвалидную коляску;
* санки.
При этом ручная кладь не должна мешать входу и выходу из автобуса, а также иметь неприятный запах или признаки загрязнения.
Перевозка животных небольшого размера
Статья 42 правил автомобильных перевозок регулирует перевозку птиц и животных. В общественном транспорте можно перевозить маленьких животных в переноске размером до 120 сантиметров с закрытым дном. Для собак-поводырей не требуется специальная клетка.
Выход на остановке без предварительного требования
Согласно седьмому пункту правил перевозки, нет необходимости просить остановить транспортное средство на конкретной остановке. Водитель должен останавливаться на каждой остановке по утверждённому маршруту. Исключение составляют только остановки по требованию.
Бесплатное ожидание в зале ожидания
Согласно 26 статье автотранспортного устава и 13 пункту правил перевозок, при наличии билета на посадку в автобус, пассажиры имеют право бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания.
Сдача билетов и частичная компенсация
Во втором пункте первой части двадцать третьей статьи Автомобильного устава описан порядок возврата билетов.
Если вы решите вернуть часть стоимости билета или багажа, то это можно сделать в соответствии со следующими принципами:
- Если вы вернёте билет за два часа и более до отправления транспортного средства, вам вернут 95% от стоимости билета.
- Если вы вернёте билет за 120 минут и менее до отправления, вам вернут 86% от стоимости билета.
В перечисленных ситуациях вам будет полностью компенсирована стоимость билета:
- если отправление было отменено;
- если отправление задержалось более чем на час;
- если вам не предоставили место, указанное в билете;
- если вам предоставили место в транспортном средстве по более низкой цене.
Первый пункт первой части двадцать третьей статьи Автомобильного устава регулирует данный вопрос.
Если вы опоздали на рейс на срок до трёх часов, то вам обменяют билет с доплатой 25% от его стоимости или вернут деньги. Если опоздание произошло по документально подтверждённой уважительной причине, то срок опоздания не учитывается.
Пассажир может восстановить действие своего проездного документа на другой автобус, доплатив четверть его стоимости. Также можно получить 75% от стоимости билета в виде денег.
Возврат при непредвиденных обстоятельствах
Это положение закреплено в четвёртом пункте первой части двадцать третьей статьи Устава автомобильного транспорта.
Если автобус не может доставить пассажира до нужной остановки, ему обязаны предоставить другое транспортное средство или вернуть часть стоимости билета. В случае поломки автобуса перевозчик обязан вернуть клиенту полную стоимость билета.
Потеря багажа или опоздание транспортного средства
В соответствии с двадцать второй статьёй автомобильного транспортного устава, багаж считается утраченным, если его не доставили в течение десяти дней с момента отправления. В этом случае перевозчик обязан полностью возместить стоимость утраченного багажа.
Если автобус опоздал или отклонился от расписания при выезде с автостанции, перевозчик должен выплатить штраф в размере трёх процентов от стоимости билета за каждую задержку.
Забытые вещи
Забытые вещи можно получить в конечном пункте следования.
Согласно 93 пункту правил перевозок, забытые в городском наземном транспорте вещи можно вернуть в конечной точке маршрута. Для этого необходимо обратиться в депо и написать заявление по установленной форме.
Компенсация ДТП
В соответствии с тридцать четвёртой статьёй (части 14–17) автотранспортного устава и Федеральным законом № 67, в подобных ситуациях действуют следующие правила.
Все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность, чтобы иметь возможность выплачивать компенсации в случае дорожно-транспортных происшествий. Если ДТП произошло по вине перевозчика, то компенсацию пассажиру должен выплатить либо сам перевозчик, либо страховая компания.
Жалоба на водителя
Этот момент регулируется одиннадцатым пунктом правил автомобильных перевозок. Если водитель не выдаёт билеты и нарушает Правила дорожного движения, вы можете пожаловаться на его действия. В данном случае материальная компенсация не предусмотрена.
Информацию о контролирующих органах, их наименования и контактные данные вы можете найти на остановках. Отправить жалобу можно через портал «Госуслуги», где вам подберут ответственное ведомство.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!