Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Центр изучения современного Афганистана пишет, что талибы* хотят пересмотреть границы с соседями (с Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном). Мне кажется любопытной точка зрения, изложенная в ТГ канале Радистка Кэт.
Хочется обсудить с читателями, после прочтения, несколько вопросов.
Далее текст:
"Как причудливо тасуется колода. После прихода к власти Талибана* в Афганистане, я высказала крамольную мысль о том, что именно талибы*, при хороших отношениях с Москвой, могут выступить сдерживающим фактором для разворота республик Средней Азии на запад. Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что именно это сейчас происходит. Средняя Азия помнит во-нные столкновения с афганцами и знает, что эти парни умеют кошм-рить, чтобы жизнь мёдом не казалась. Официальный Талибан*, с которым Москва выстраивает отношения, может идти на компромиссы. Но, есть и запрещенные терр-тические группировки, которые напрямую связаны с Турцией, а значит и с Моссад, ЦРУ и МИ6. Эти поднимут все свои спящие ячейки и будут кошм-рить до тех пор, пока окончательно не склонят туранистов в сторону запада. После прихода к власти, талибы* доверили охрану афгано-таджикской границы группировке «Джамаат Ансоруллах*», в которой состоят сотни граждан Таджикистана. Ее основал Мулла Амриддин, полевой командир исламистских антиправительственных сил, во время гражданской вой-ы в Таджикистане 1992-1997 годов. Сейчас бо-иками руководит этнический таджик Махди Арсалон, который не раз заявлял о намерении построить в постсоветской республике халифат. А судя по тому, что после Крок-са в Таджикистане жестко метут за пропаганду ваххабизма, Мулла Амриддин себя еще проявит. Кстати, это его исламистов, живущих на окраине Таджикистана, к нам забрасывают под шумок с обычными таджиками. Что касается Узбекистана, то в районе афгано-узбекской границы сейчас действует «Исламское движение Узбекистана»*, с 2014 года присягнувшее на верность ИГ*. По словам бывшего генерального секретаря Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николая Бордюжи, активность в регионе проявляет и «Исламское движение Туркестана»*, в котором состоят выходцы из Средней Азии. Иная ситуация складывается с Туркменией, власти которой опасаются экспансии «Талибана»* и захв-та богатейших газовых месторождений. При этом у страны самая слабая армия в регионе — она не входит в во-нные блоки (в отличие от Таджикистана) и довольно далека от России (в отличие от Узбекистана). Опасности добавляет и тот факт, что из-за закрытости авторитарного режима у туркменов нет возможности свободно ездить на заработки в Россию. А среди бедного населения страны "талибские* идеи справедливости" могут быстро стать популярными. Заметен рост интереса ИГ* к Афганистану и Средней Азии в связи с пор-ением бое-ков в Сирии и Ираке. И здесь мы плавно подходим к тому, о чём я говорила 2 года назад - единственной страной, которая может помочь Средней Азии в ее противостоянии с запрещенными исламскими группировками в Афганистане - это Россия. Итого, мы имеем на сегодняшний день 2 козыря, которые могут поспособствовать усмирению самоуверенных строителей Турана:
1. Азербайджан оказался между молотом и наковальней, в противостоянии между Ираном и Израилем, где Россия выступает в качестве стратегического союзника персов, а Израиль за усы тащит Баку в вой-у, после которой в Азербайджане камня на камне не останется.
2. Средняя Азия в выборе внешнеполитического курса оказалась между молотом и наковальней, в противостоянии России и Запада. Запад, а точнее их смотрящий в регионе - Турция, в любой момент может дать отмашку исламским группировкам в Афганистане, в случае попытки среднеазиатов соскочить с крючка. В свою очередь Россия, во-первых, способна договориться с талибами, во-вторых уже доказала в Сирии свою эффективность в борьбе с исламскими радикалами.
Кто-то скажет, что при таком раскладе выбор однозначно должен пасть в сторону запада, чтобы избежать конфронтации с исламскими группировками Афганистана. Спорный, конечно, вопрос, но допустим это так. Только вот на сцену вышел Талибан*, с его заявлением о необходимости пересмотра границ с республиками Средней Азии. А вопрос границ всегда очень щепетилен и чреват спорами. И вот тут-то взор борцунов с «колониальным советским прошлым», мечтающих о «Туране» устремится в сторону Москвы.
Как вовремя, неправда ли? Не знаю, как вы, но я в такие случайности не верю"- конец текста.
Вот что хотим обсудить :
- Могут ли Москва и Кабул, работая в связке, создать условия, при которых страны ЦА, откажутся от прозападного и протурецкого курса? Или как минимум стать значимым аргументом?
- Что должна предложить Москва Афганистану, чтобы эта страна вошла в сферу влияния России? И нужно ли нам это?
- И что нам делать с Турцией и Китаем в Афганистане, которые ведут там наиболее активную экспансионистскую политику.
Спасибо за мнение.
*Талибан -запрещенное в России террористическое движение