Найти тему
Karsay

«Великие торговые артерии: 8 торговых маршрутов, ковавших судьбы империй»

По суше и морю на протяжении многих веков по дальним торговым путям перевозили такие ценные товары, как золото, шелк и пряности, оказавшие неизгладимое влияние на мировую историю.

Торговые пути, соединяющие места производства с местами торговли, возникали на протяжении всей древней истории. Дефицитные товары, такие как соль или специи, которые можно было приобрести только в определенных местах, были самой большой движущей силой торговых сетей. После создания такие дороги также способствовали культурному обмену, включая распространение религии, идей, знаний и даже бактерий.

1. Шелковый путь

-2

Шелковый путь - самый известный древний торговый маршрут, соединяющий основные древние цивилизации Китая и Римской империи. Начиная с I века до н. э. шелк продавался из Китая в Римскую империю в обмен на шерсть, серебро и золото, поступавшие из Европы. Помимо развития торговли, Шелковый путь также стал важным маршрутом для распространения знаний, технологий, религии и искусства. Многие торговые центры на этом пути, такие как Самарканд на территории современного Узбекистана, также стали важными центрами интеллектуального обмена.

-3

Шелковый путь зародился в Сиане (Китай) и проходил вдоль Великой китайской стены, затем пересекал горы Памира в Афганистане и попадал в Левант, где товары перегружались на корабли, направлявшиеся в порты Средиземноморья. Редко кто из торговцев преодолевал все 4000 миль, поэтому большинство занималось торговлей на отдельных участках маршрута. Когда в IV веке н. э. Римская империя распалась, Шелковый путь стал небезопасным и вышел из употребления вплоть до XIII века, когда его возродили монголы. Итальянский исследователь Марко Поло проследовал по Шелковому пути в XIII веке, став одним из первых средневековых европейцев, посетивших Китай. Но знаменитый маршрут, возможно, распространял не только торговые и межкультурные связи - некоторые ученые считают, что купцы, путешествовавшие по нему, переносили Yersinia pestis, бактерию чумы, которая вызвала Черную смерть.

2. Маршрут специй

-4

В отличие от большинства других торговых маршрутов в этом списке, "Пути специй" были морскими путями, связывающими Восток с Западом. Перец, гвоздика, корица и мускатный орех были очень востребованными товарами в Европе, но до XV века североафриканские и арабские посредники контролировали доступ к торговле с Востоком, что делало эти специи чрезвычайно дорогими и редкими. В XV-XVII веках новые навигационные технологии сделали возможными морские путешествия на большие расстояния из Европы. Европейцы вышли в море, чтобы установить прямые торговые отношения с Индонезией, Китаем и Японией. Некоторые утверждают, что торговля пряностями способствовала развитию более быстрых кораблей, стимулировала колонизацию и способствовала новым дипломатическим отношениям между Востоком и Западом. Христофор Колумб не забыл о пряностях, когда отправился в свое знаменитое путешествие в 1492 году.

-5

Португальцы, голландцы и англичане извлекали особую выгоду из контроля над торговлей специями на территории современной Индонезии, особенно в районе Малаку (также известном как Молуккские или Пряные острова), который в то время был единственным источником мускатного ореха и гвоздики. Войны велись, земли колонизировались, а состояния наживались на торговле пряностями, что сделало этот торговый путь одним из самых значимых в мировом масштабе.

3. Маршрут благовоний

-6

Ладанный путь был создан для транспортировки ладана и мирры, которые встречаются только на юге Аравийского полуострова (современные Йемен и Оман). Ладан и мирру получают из высушенного на солнце сока деревьев; эти самородки можно сжигать как благовония или использовать в качестве духов, а также они были популярны в погребальных ритуалах для бальзамирования. После того как арабские кочевники одомашнили верблюда около 1000 года до н. э., торговцы начали перевозить ценные благовония в Средиземноморье, где находился важный торговый центр. Ладан и мирра стали важным товаром для римлян, греков и египтян. Говорят, что римский император Нерон приказал сжечь весь годовой урожай ладана на похоронах своей любимой любовницы.

-7

Торговля процветала, и в период расцвета по всей длине реки ежегодно продавалось 3000 тонн ладана. Римский историк Плиний Старший писал, что путь занимал 62 дня, хотя очевидно, что временами точный маршрут смещался, когда жадные поселения требовали от проходящих караванов слишком высоких налогов. К I веку н. э. этот древний сухопутный маршрут стал практически ненужным после того, как усовершенствование конструкции кораблей сделало морские пути более привлекательными.

4. Янтарный путь

-8

Торговля янтарем ведется примерно с 3000 года до нашей эры, а археологические находки свидетельствуют о том, что янтарные бусы из региона Балтийского моря доходили до Египта. Римляне, ценившие камнеподобную смолу как в декоративных, так и в лечебных целях, разработали Янтарный путь, соединявший страны Балтии с остальной Европой.

-9

Под Балтийским морем находятся большие залежи янтаря, образовавшиеся миллионы лет назад, когда эту территорию покрывали леса. Янтарь вымывает на берег после штормов, и его можно собирать на пляжах по всей Балтике, на чем и строили свой бизнес многие местные торговцы янтарем. Однако во время крестовых походов в XII и XIII веках Балтика стала важным источником дохода для рыцарей Тевтонского ордена, которые получили контроль над янтарным регионом. Рыцари жестоко преследовали своих прусских противников и предавали смерти всех, кто пытался добывать или продавать янтарь. Сегодня следы старого Янтарного пути можно найти в Польше, где один из основных маршрутов известен как Янтарное шоссе.

5. Дорога чайной лошади

-10

Этот древний маршрут протянулся более чем на 6000 миль, проходя через горы Хэндуань - основной район производства чая в Китае - и далее в Тибет и Индию. Дорога пересекает множество рек, что делает ее одним из самых опасных древних торговых путей. Основными товарами на этом пути были китайский чай и тибетские боевые лошади, причем основной целью купцов была прямая торговля чаем с лошадьми и наоборот. Части маршрута использовались примерно с 1600 года до н.э., но люди начали использовать весь путь для торговли примерно с VII века н.э., а крупномасштабная торговля началась во времена династии Сун (960-1279).

-11

Согласно исследованиям, в период 960-1127 годов по этому маршруту ежегодно продавалось около 20 000 тибетских боевых лошадей в обмен на 8000 тонн чая. По мере того как морские пути становились все более популярными, значение дороги снижалось. Но во время Второй мировой войны она вновь приобрела значение, поскольку японские войска блокировали многие морские порты, и "Дорога чайных лошадей" стала ключевым маршрутом для поставок между внутренним Китаем и Индией.

6. Соляной маршрут

-12

Соль издавна была ценным товаром - ее использовали для ароматизации и консервирования продуктов, а также в качестве антисептика. Но в древности легко добываемая соль была дефицитным товаром, поэтому районы, богатые этим минералом, стали важными центрами торговли. Маршруты, соединяющие эти центры с другими поселениями, также стали обычным явлением. Среди множества таких маршрутов одним из самых известных был римский Via Salaria (Соляная дорога), который проходил от Остии, недалеко от Рима, через всю Италию до Адриатического побережья. Соль была настолько ценной, что составляла часть жалованья римского солдата. От латинского слова, означающего "соль", мы получаем зарплату и выражение "не стоит своей соли" - последнее объясняется тем, что за соль солдата лишали жалованья, если он плохо работал.

-13

Другим важным соляным маршрутом по Европе была Старая соляная дорога. Этот путь пролегал через 62 мили от Люнебурга на севере Германии, который был одним из самых обильных источников соли в Северной Европе, до Любека на северогерманском побережье. В Средние века этот путь стал жизненно важным для снабжения солью рыболовецких флотилий, отправлявшихся из Германии в Скандинавию; экипажи использовали соль для сохранения драгоценного улова сельди. Повозке, доставлявшей соль, требовалось около 20 дней, чтобы преодолеть Старую соляную дорогу, и многие города на этом пути разбогатели за счет налогов и пошлин, взимавшихся с проезжавших через них повозок.

7. Транссахарский торговый путь

-14

Транссахарский торговый путь из Северной Африки в Западную на самом деле состоял из нескольких маршрутов, создавая крест-накрест торговые связи через огромные просторы пустыни. Впервые эти торговые пути появились в IV веке н.э. К XI веку караваны, состоящие более чем из тысячи верблюдов, перевозили товары через Сахару. По этому маршруту торговали золотом, солью, тканями, порабощенными людьми, а также такими предметами, как страусиные перья и европейское оружие.

-15

Торговый путь сыграл важную роль в распространении ислама от берберов в Северной Африке до Западной Африки, а вместе с исламом пришли арабские знания, образование и язык. Транссахарский торговый путь также способствовал развитию денежных систем и государственного строительства, поскольку местные правители видели стратегическую ценность в том, чтобы взять под свой контроль большие участки земли, а значит, и свои товары. К XVI веку, когда европейцы начали понимать ценность африканских товаров, транссахарские торговые пути отошли на второй план по сравнению с трансатлантической торговлей, контролируемой европейцами, и богатство переместилось из внутренних районов в прибрежные, сделав опасные пустынные маршруты менее привлекательными.

8. Оловянный путь

-16

От бронзового до железного века Оловянный путь был главной артерией, обеспечивавшей ранним поселениям доступ к жизненно важному ингредиенту для производства металла. Для получения бронзы медь необходимо сплавить с оловом, что произошло на Ближнем Востоке около 2800 года до н. э. и позволило получить более прочный и качественный металл, чем тот, который использовался ранее. Эта новая технология создала спрос на олово, а поскольку оно встречается не во многих местах, этот ресурс стал важным предметом торговли.

-17

Один из таких оловянных маршрутов процветал в I тысячелетии до нашей эры. Он тянулся от оловянных рудников в Корнуолле на крайнем юго-западе Британии, через море во Францию, а затем на юго-восток в Грецию и далее. Доказательством существования этого маршрута служат многочисленные городища, которые возникали на этом пути в качестве торговых постов. Историки полагают, что торговля шла в обе стороны, как вверх, так и вниз по этому маршруту. Из городищ были извлечены такие экзотические артефакты, как кораллы и золото. От этого периода не сохранилось письменных свидетельств, но археологические данные показывают, что технологии и искусство путешествовали по маршруту между Северной Европой и Средиземноморьем вместе с оловом, обеспечивая таким образом жизненно важную связь между Европой.

Прикоснитесь к тайнам прошлого, настоящего и будущего - подписывайтесь на канал!