Продолжая разговор о плюсах и минусах царской гимназии, напомню отрывок из повести, знакомой, конечно, многим. "Катакомбы" Катаева.
Бывший гимназист, давно взрослый, встретил старенького учителя:
— Африкан Африканович, здравствуйте! — сказал он и, шаркнув ногами, по-гимназически поклонился своему старому преподавателю. — Не узнаете меня? Ну как же, ваш ученик.
— Извините, не припоминаю... Виноват-с! Напомните.
— Мезис.
— Как-с?
— Мезис! — крикнул Петр Васильевич, как будто бы разговаривал с глухим: — Помните — мезис! Тезис-мезис!
Тогда лицо Африкана Африкановича вдруг расплылось, щеки надулись, глаза превратились в щелки, рот растянулся до ушей, и он захохотал. Он хохотал, хватаясь короткими ручками за бока, трясясь всем своим толстым старческим телом, и, отфыркиваясь, бормотал со слезами на глазах:
— Как же… как же… Тезис!.. Вот именно — тезис!.. Теперь вспомнил: Петя Бачей… Так это ты?.. Ах, боже мой!.. Вот уж действительно благодарю, не ожидал…
Вот ведь как устроена человеческая память: можно забыть, что было вчера, но и сорок лет спустя не забудешь лопоухого Петю, который пытался ответить по подсказке приятеля. Расслышал, что первая часть классической речи древнегреческого оратора - это ТЕЗИС, а вот как называется вторая? Наугад брякнул: МЕЗИС!
А речь шла о том, что ТЕЗИС - это суть речи (или сочинения) в предельно сжатой форме. Три - четыре предложения. АНТИТЕЗИС - часть вторая. Точка зрения противника, которую можно сходу опровергнуть или высмеять, но лучше поискать в ней рациональное зерно. А третья часть - СИНТЕЗ. Доказательство, почему прав именно ты, или примирение двух точек зрения. Эффектные вступление и окончание - украшение выступления. И сочинения.
И все гимназические годы по этой схеме продолжалась отработка навыков речи, устной и письменной. Вся программа по литературе, как русской, так и латинской и греческой (да-да, три программы!) была подчинена одной задаче: научить человека выражать свои мысли так, чтобы с ним нельзя было не согласиться. Умение ценнейшее.
Но нас прежде всего интересует литература русская. Те, кто сетует на устарелость - закоснелость программы, наверное, будут удивлены, как мало общих позиций с началом двадцатого века.
Былины, "Изборник" Святослава, Лаврентьевская летопись, Хождение за три моря Афанасия Никитина, Домострой, стихи Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича... и переписка Ивана Грозного с Курбским.
Кантемир, Сумароков, Ломоносов, Херасков, Богданович, Хемницер, Державин, Екатерина Вторая (её сказки), Ф. Визен (именно так), Карамзин, Княжнин, Аблесимов.
Дмитриев, Озеров, Гнедич, Батюшков.
Жуковский, Дельвиг, Боратынский, Языков, Козлов.
И среди этого нафталина (как же ещё могли воспринимать такую программу в двадцатом веке) Крылов, Грибоедов, Пушкин и Лермонтов выглядят редкими островками здравого смысла. Но обратите внимание, ни Гоголя, ни Достоевского, ни Толстого, про Салтыкова-Щедрина вообще смешно говорить!
Но со своей задачей программа справлялась: это - овладение всеми богатствами языка, умение пользоваться его ПАССИВОМ - лексикой устаревшей, но понятной во всём славянском мире. Ещё не "испорченной заимствованиями".
И легко заметить, что сколь-нибудь объёмных произведений здесь нет. Фонвизин и Грибоедов - в пересказе учителя и в отрывках (теперь это для нас варварство), а остальное - очень короткое, считанные страницы. Стихи - наизусть, остальное - ознакомительно. Для ознакомления предлагалась также и английская литература в переводах - Мильтон, Вальтер Скотт... Подбор авторов выглядит случайным, английский учили немногие. Но французский - все, и без Корнеля, Расина, Мольера какое же образование?!
А была ведь ещё и полновесная греческая литература - Гомер, Софокл, Еврипид, Демосфен, Геродот, Платон... И латинская:
Вергилий, Гораций, Овидий, Цицерон...
И это отнюдь не поверхностно: пятиклассник, например, был обязан перевести самостоятельно не менее 800 стихов (строк) из "Метаморфоз" Овидия, и из этих переведённых запомнить не менее ста стихов наизусть.
Несложно подсчитать, что пятый класс гимназии по возрасту соответствует нашему ВОСЬМОМУ. Четырнадцать - пятнадцать лет. И вот именно с пятого класса - сочинения, практически ежедневные. Небольшие, полстраницы, но самостоятельные. На темы, самые неожиданные. Нередко времени на обдумывание и не давалось - сочинение было устным, ораторское выступление у доски. Именно по тому самому, раз и навсегда данному плану: Вступление - Тезис - Антитезис - Синтез - Заключение.
А ведь выучить это НЕВОЗМОЖНО, только сочинить! Свои мысли... сколько же приходилось перечитать и передумать, чтобы эти "свои мысли" вообще завелись в вихрастой голове. И сочинение на русском языке - это ещё вроде развлечения. На латыни - это посложнее.
Темы сочинений для пятнадцатилетних? Пожалуйста:
- Природа человека требует жизни в обществе.
- Одиночество останавливает развитие, общение обусловливает развитие.
- Ищешь верного счастья? Почитай обязанностью быть деятельным.
- Проявление нравственности в ребёнке.
Будем утверждать, что "программа стала сложнее"? Школа - это основы, и школьная программа по физике с тех пор ничуть не изменилась, она не меняется с восемнадцатого века. А по математике - с семнадцатого. Но меня более всего волнует умение школяров выражать свои мысли (и наличие мыслей, конечно). Что происходит, если в ДЕВЯТОМ классе ввели экзамен по "говорению"? "Детям" пятнадцати годочков от роду предлагается рассказать словами, что нарисовано на картинке?