Найти в Дзене

3 типа функционирования психики (невротический, пограничный и психотический) и травмированная психика как отдельная категория

В психоанализе для диагностики принято использовать модель, согласно которой психика человека может функционировать на одном из трёх уровней - либо на невротическом уровне, либо на пограничном уровне, либо на психотическом уровне.

Самая развитая, целостная, здоровая, зрелая психика в этой модели - это невротическая психика (когда эту модель рисуют в виде схемы, то этот уровень изображают на самом верху). А самая нарушенная, незрелая, самая "расщепленная" психика - это психотическая психика (на схеме её обозначают в самом низу).

И между невротическим уровнем и психотическим уровнем - располагается пограничный тип психики, который более нарушенный, более расщепленный, чем невротический тип психики, но более зрелый, более "собранный", чем психотический тип.

И это не столько чёткая классификация, где есть только три типа психики, а скорее некий континуум между психотическим и невротическим уровнем.

И один человек, обладающий скорее пограничной психикой, может обладать более зрелой, более собранной психикой, потому что он находится где-то ближе к невротическому уровню. А другой человек с пограничной психикой может являться уже гораздо более нарушенным, чем первый - потому что его "пограничность" располагается уже ближе к психотическому уровню.

Невротики (т.е. люди, психика которых функционирует на невротическом уровне) - это люди, обладающие хорошим "тестированием реальности", они особо не искажают реальность, видят всё примерно таким, какое оно есть. Обладают хорошей способностью к рефлексии и развитым "наблюдающим Эго", способностью не только проживать что-то, чувствовать, думать и действовать, но и параллельно с этим наблюдать за собой.

Они проживают свои внутренние конфликты именно как свои внутренние конфликты, окружающие от их внутренних конфликтов обычно не страдают. Они воспринимают свои психологические проблемы, как свои внутренние проблемы, они не склонны обвинять в этих проблемах других людей.

У них надёжный тип привязанности, они способны выстраивать, длительные, стабильные, надёжные, безопасные отношения. У них есть способность как ко "зрелым диадным отношениям", так и к, так называемым, "триадным отношениям".

Способность ко зрелым диадным отношениям - это значит, что люди способны учитывать в отношениях и себя, и другого. Отношения для них - это значит, что есть отдельный "Я", есть отдельный "Ты", и в тоже время мы можем быть вместе в качестве "Мы". В отношениях никто никого не поглощает - когда мы вместе, то и Я остаюсь как Я, и Ты останешься как Ты. Я не становлюсь тобой, и Ты не становишься мной. Хотя мы и вместе, каждый из нас, при этом, остаётся собой.

Невротики способны выстраивать свои отношения и разрешать конфликты с помощью диалога (или по крайней мере способны довольно быстро этому научиться, если им не дали таких навыков в семье), они скорее говорят, чем отыгрывают свои внутренние процессы в действиях.

А способность к триадным отношениям - это значит, что людям не свойственно дружить с кем-то одним против кого-то другого. И сближаясь с кем-то одним, они не утрачивают близкую связь с другими значимыми людьми. То есть в своём восприятии они способны одновременно поддерживать близкие отношения с несколькими людьми таким образом, чтобы никто из них не чувствовал себя отвергнутым, "вычеркнутым", "третьим лишним".

Они более или менее успешно прошли в своём развитии оральную и анальную стадию (по Фрейду), хотя у них могли остаться фиксации на этих стадиях, что впоследствии может определять их тип характера и влиять на структуру их психики. Но в отличие от пограничников и психотиков в целом они дорастают до стадии эдипова конфликта, которую они могли либо более или менее успешно пройти, либо могли на ней остановиться в своём развитии.

Невротики не склонны к импульсивным, необдуманным действиям, они обычно живут и ведут себя довольно спокойно. В общении они обычно довольно предсказуемы.

При этом, невротическая структура - это не значит идеальная и абсолютно здоровая. И не значит, что такому человеку не нужна терапия. У невротиков может быть не мало различных психологических симптомов, могут быть трудности в отношениях и другие проблемы. Но эти трудности имеют другой характер по сравнению с трудностями, которые есть у пограничных и психотических личностей.

Пограничники (люди с пограничным уровнем психики) - это люди, склонные к различным крайностям и тотальным противоречиям. И из-за этих особенностей в общении они могут быть непредсказуемыми.

Им свойственно сильное расщепление на "хорошее и плохое", им очень свойственно, так называемое "чёрно-белое мышление", человек либо хороший, либо плохой, либо всё прекрасно, либо катастрофа, всё либо чёрное, либо белое. Полутона им не доступны или слабо доступны.

Пограничники остаются сильно фиксированными на стадии сепарации от матери (от года до трёх лет), и большая часть их психики останавливается в развитии на оральной и анальной стадиях (по Фрейду).

У них ненадёжный тип привязанности, поэтому им либо сложно поддерживать длительные стабильные отношения, либо они удерживаются в длительных отношениях, но их отношения полны разных драм (ими же самими и созданных), периодических расставаний и т.д.

Им свойственно очень сильно избегать как одиночества, так и близости в отношениях. И они всю жизнь бегают как от своего страха одиночества и страха потерять другого человека, так и страха стать зависимым от другого и в результате потерять своё зарождающееся Я. Все их действия бессознательно направлены на то, чтобы избежать этих трех страхов.

Им свойственны "незрелые диадные отношения". То есть они способны вступать в отношения с другим человеком, они стремятся к ним (часто - чтобы избежать одиночества), но в тоже время они постоянно в этих отношениях пытаются "сепарироваться" от партнёра, доказать свою отдельность и независимость.

В отношениях они то "сливаются" с другим (сближаются резко и слишком сильно, теряя своё Я, растворяясь в другом человеке), то сильно отдаляются (уходят на слишком большую дистанцию), то снова стремятся к "слиянию", то снова сильно отдаляются. И их парные отношения - это постоянные качели туда-сюда между слиянием и отвержением.

Также люди с такой психикой склонны к созданию нездоровых треугольников, к тому, что в системной семейной терапии называют "триангуляцией". И из-за того, что они склонны к треугольникам - можно сделать ошибочный вывод, что у них есть способность к "триадным отношениям".

Способность к триадным отношениям - это когда в отношениях между тремя людьми есть место для всех трёх участников, когда все трое существуют как личности, это когда есть одновременно трое разных, отдельных друг от друга людей.

А пограничники строят треугольники, используя третьего человека скорее, как функцию, а не видя в нём отдельную личность. Третий для них часто нужен для того, чтобы, с одной стороны, выйти из слияния в паре (чтобы не потерять своё Я), но в тоже время, чтобы не оставаться одному.

И как только в этих отношениях с третьим пограничник испугается зависимости и слияния - он снова вернётся в свою первую пару, а третий ему станет не нужен до тех пор, пока он снова не испугается зависимости и потери своего Я в своей первой паре.

Также третий может использоваться пограничником для того, чтобы сбрасывать на него напряжение, негатив и злость, которые есть в его основной паре, для того, чтобы этот негатив не подвергал риску, что его пара распадётся.

В общем, третий в отношениях для пограничника - нужен на того, чтобы сохранить стабильность его пары и защититься от одиночества. Третьего пограничники не воспринимают как личность, третьего пограничники используют.

Основная трудность у пограничников - это трудность с пониманием и чувствованием того, где проходит граница между ним и другими людьми. Поэтому такие люди часто нарушают чужие личные границы, даже не понимая этого.

Психотическая психика - это очень сильно расщепленная психика. Она останавливается в развитии на оральном, т.е. младенческом этапе. Психотик - это психологический младенец. И его психика функционирует как психика младенца. Девиз таких людей - это немедленное удовлетворение здесь и сейчас, они не переносят фрустрации и необходимости ждать.

Психотики плохо различают внутреннее и внешнее, и поэтому им может казаться, что то, что на самом деле происходит внутри них - происходит снаружи.

Им свойственно глобальное ощущение собственного всемогущества, собственной грандиозности. Всё хорошее они приписывают себе, а всё плохое - окружающим.

Они плохо тестируют реальность, сильно искажают её. У них могут формироваться разные бредовые идеи и системы, помогающие им хоть как-то структурировать свою хаотичную психику, чтобы хоть как-то защитить её от распада.

Им свойственны различные тотальные тревоги, связанные с катастрофами, что всё вот-вот разрушится, что всё перестанет существовать, что человек и его психика распадётся на части.

Психотик строит отношения по типу слияния - где нет никакой границы между ним и другим человеком. И другого он воспринимает не целостно, расщеплённо, он не видит в нём отдельную личность.

Другой для него - это не другой, а продолжение него самого, которое существует для того, чтобы обслуживать его потребности. Окружающий мир для него - это мама, с которой он находится в слиянии, и которая существует только ради него самого, чтобы ему было хорошо.

Чем более высокий уровень функционирования психики - тем более она структурирована, тем лучше человек тестирует реальность (воспринимает реальность такой, какая она есть), тем лучше он ощущает границу между собой и другими, тем лучше сформировано его Я и тем лучше он способен видеть других такими, какие они есть, и воспринимать их как других, отдельных от себя личностей. И тем больше его психика способна к так называемой "работе горя".

И чем более низкий уровень организации психики - тем психика более расщеплена, более хаотична, тем хуже у человека с тестированием реальности, тем в большей степени он втягивает других людей в свои внутренние процессы, тем более он склонен видеть проблемы в других людях, а не в себе. И человек с нарушенной психикой не способен горевать.

Для начального, базового понимания диагностики, принятой в психоанализе - этой модели достаточно. Но важно понимать, что это очень упрощённая модель, и далеко не все случаи в неё чётко вписываются.

Потому что, когда эту модель пробуешь применять на реальных людях или с её помощью пробуешь понять себя - то сразу становится понятно, что не всё так просто, и люди и их психика гораздо разнообразнее, чем это можно описать через какие-либо модели.

И тогда уже появляется необходимость изучать различные нюансы этой модели и искать дополнительных знаний и прояснений к ней.

Например, многие специалисты эту базовую модель развивают и дополняют, например, делят пограничный уровень на два уровня - на верхний пограничный (который располагается ближе к невротическому) и нижний пограничный (который располагается ближе к психотическому).

Иногда ещё в эту базовую модель из трёх уровней добавляют ещё один уровень, "уровень психоза", который располагается ниже психотического уровня. И этим подразумевают, что все три уровня (невротический, пограничный, психотический) - это ещё условная норма, то есть все эти люди не являются психически больными. Но если человек с психотической психикой заболевает - то он уже выходит из "нормы" и проваливается на уровень ниже, то есть в психоз.

То есть психотики - это ещё не обязательно психи, но они легко могут стать психами, легко могут заболеть психозом.

Также эту базовую модель иногда дополняют уровнем "здоровья", который располагается выше невротического уровня. Это уровень условный, людей, имеющих такую психику, возможно, даже и не существует. Но этот уровень показывает, куда можно двигаться невротикам (т.е. людям, обладающим психикой невротического уровня) в своём психическом развитии.

Также уровень функционирования психики у человека может временно меняться под воздействием стресса.

Считается, что у человека обычно есть базовый, привычный для него уровень, на котором его психика функционирует чаще всего. Но под воздействием сильных стрессовых ситуаций - человек может временно регрессировать на более низкий уровень.

И в итоге невротик может начать функционировать как пограничник, а пограничник как психотик. Но в данном случае - это временная история. Если базово человек, например, невротик, то как закончится сильный стресс, он легко поднимется на свой привычный уровень.

Считается, что наша психика довольно сложна и многообразна, в ней есть всё. И у человека с невротической психикой - есть не только невротическая часть, но и пограничная часть, и психотическая часть. Именно поэтому он может регрессировать ко всем этим уровням.

И общаясь с людьми, стабильно находящимися на пограничном или психотическом уровне - они тоже могут регрессировать на пограничный и психотический уровень. Но в отличие от пограничников и психотиков - они потом поднимутся до своего привычного невротического уровня, им есть куда подниматься, у них есть хорошая крепкая невротическая часть.

А вот пограничнику уже особо некуда подниматься, у него либо нет невротической части, либо она довольно маленькая. Но ему есть куда регрессировать - ему помимо пограничного уровня, доступен и психотический уровень. И психотику уже некуда подниматься, ему не доступен ни невротический уровень, ни пограничный.

Можно сказать, что верхнему уровню доступен не только его уровень, но и все предыдущие, менее зрелые уровни. А вот самому нижнему уровню доступен только его уровень. Для психотика задача не сколько в развитии, а сколько в том, чтобы адаптироваться к своему психотическому уровню и не впасть в психоз.

Так что уровень функционирования психики человека определяется не по наличию или отсутствию у него пограничной или психотической части. А по тому, какая из этих частей - невротическая, пограничная или психотическая у него больше, на каком уровне он функционирует чаще всего.

Также некоторые в эту базовую модель добавляют ещё психосоматический тип функционирования психики. Это не сколько отдельный тип, сколько особый тип пограничной психики. То есть этот тип организации входит в пограничный уровень, поэтому выделять его отдельно не всегда есть смысл.

Но что точно имеет смысл добавлять в эту модель - это травмированную психику. Психологическая травма - это то, что сильно влияет на саму структуру психики человека. В результате травмы в психике формируются травмированные части, которые содержат в себе кусочки болезненных переживаний, связанных с травмой. А также формируются части - защитники, действия которых направлены на то, чтобы избежать повторения травмирующего опыта.

Психика травмированного человека уже выстроена не сколько вокруг эдипова конфликта (как невротическая психика), не сколько вокруг непройденной сепарации и связанных с нею тревог (как в случае пограничной психики), не сколько вокруг оральных, психотических конфликтов - а вокруг пережитого травматического опыта. Травма - это то, вокруг чего структурируется психика травмированного человека ("делаю всё, чтобы избежать повторения травмирующего опыта"). И поэтому это особая категория психики.

На травмированных людей не стоит смотреть как на невротиков, пограничников или психотиков. На них больше имеет смысла смотреть именно как на травматиков, понимая, что у них особая структура психика, свойственная тем, кто пережил сильный травматический опыт.

Поэтому к модели трех уровней организации психики - важно добавлять травматическую структуру психики, как отдельный тип. И работать с такими людьми в первую очередь через призму теории травмы.

Но считается, что если человек имеет базово пограничную или психотическую структуру психики - то здесь скорее будут доминировать именно пограничные и психотические паттерны и особенности, а не особенности, связанные с тем, какие именно травмы он переживал в детстве.

Так что выделять травмированную психику, как отдельную категорию, и рассматривать психику человека через призму теории травмы имеет смысл только в том случае - если травма наложилась на уже сформированную невротическую структуру психики.

В таком случае человек всё равно базово является невротиком, то есть имеет невротическую структуру психики. Но его психика в процессе взросления видоизменилась под влиянием повторяющегося травматического опыта. И поэтому издалека некоторые из его особенностей могут быть похожими на психотические и/или пограничные. Но в данном случае это будут именно последствия травмы, а не настоящая психотическая или пограничная организация психики.

Поэтому у травмированных людей может быть сложнее определить базовый уровень функционирования психики. Потому что его психика под воздействием травмирующего опыта могла приобрести некие паттерны и особенности для адаптации к травмирующей среде. Которые вполне могут быть похожими на психотические или пограничные проявления.

То есть, если подытожить - то в психоанализе базово выделяют три уровня организации психики. Самый здоровый - это невротический, самый нарушенный - это психотический. И между ними - пограничный уровень, являющийся более здоровым, чем психотический, и менее здоровым, чем невротический.

И травму, травмированную психику имеет смысл выделять отдельно только в случае, если травма наложилась на психику, развивающуюся по невротическому типу. И такой человек базово является невротиком, но структура его психики видоизменилась под влиянием травматического опыта. Из-за чего у него могли появиться некоторые особенности, похожие на психотические или пограничные. Но по сути этот человек невротик.

__________________________

Про мои услуги: https://taplink.cc/anna.tychuk