Найти в Дзене
AUTOMPS

Пережить или закрыться? Вот в чём вопрос!

Всё застыло в ожидании спроса, но будет ли он???
Всё застыло в ожидании спроса, но будет ли он???

Падение продаж на европейском рынке, особенно электромобилей, создает проблемы для отрасли. Заводы почти не используются, и компания Audi впервые выводит из строя целый участок. За ней могут последовать и другие. "Каждый должен задуматься о том, какой объем производства ему необходим и где эти производственные мощности можно нарастить при наиболее конкурентоспособных затратах", - говорит эксперт Штефан Братцель из Центра управления автомобильной промышленностью (CAM) в Бергиш-Гладбахе.

В среднем немецкие заводы Volkswagen, BMW, Mercedes и Co. в прошлом году были загружены лишь на две трети мощности. Таков результат анализа, проведенного специалистом по данным Marklines для Немецкого агентства печати. Согласно полученным данным, все предприятия вместе могли бы поставлять 6,2 миллиона автомобилей в год. Последний раз этот показатель был почти достигнут в 2011 году, когда в Германии было собрано почти 5,9 миллиона автомобилей. В 2023 году этот показатель составит чуть более 4,1 миллиона. По данным Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (VDA), три четверти из них будут экспортированы.

Это значительно больше, чем в слабые предыдущие годы, когда из-за пандемии и нехватки запчастей производство временами падало до 3,1 миллиона. Но все же это меньше, чем 4,7 миллиона, достигнутые в последнем до коронавируса 2019 году. И уже в первой половине 2024 года ситуация снова пошла на спад. По данным VDA, с января по июнь в Германии было произведено 2,1 миллиона автомобилей, что на 9% меньше, чем за тот же период 2023 года.

Цифры по маркам демонстрируют значительные различия между регионами. Если Porsche Stuttgart в 2023 году был загружен почти на 100 %, а Audi Ingolstadt и BMW Munich работали лишь немного хуже - почти на 90 %, то Opel Eisenach не достиг даже 30 % от полной мощности. Несколько крупных предприятий работали лишь на половину, включая основные заводы VW и Mercedes-Benz в Вольфсбурге и Зиндельфингене. Завод Tesla в Грюнхайде под Берлином, который откроется в 2022 году, также работал лишь на 51% своих возможностей.

Первые автопроизводители принимают меры. Ford уже в 2022 году объявил, что закроет свой завод в Саарлуисе в конце 2025 года. Теперь на пороге закрытия стоит завод Audi в Брюсселе. Та же участь может грозить красивой "Прозрачной фабрике" в Дрездене, где VW открыто рассматривает возможность последующего использования здания без производства автомобилей. Последний раз крупный автомобильный завод в Германии закрывался десять лет назад: в 2014 году Opel закрыл свой завод в Бохуме.

В других странах производство тоже сокращается: Audi отменила дорогостоящие ночные смены в Ингольштадте и Некарсульме, а Volkswagen - в Вольфсбурге, Эмдене и Цвиккау. В результате была выведена в резерв четверть мощностей. Запланированное строительство дополнительного завода по производству электромобилей в штаб-квартире VW в Вольфсбурге было отменено. На предприятии Opel в Кайзерслаутерне планы по строительству нового завода по производству аккумуляторов были отложены.

Однако, Константин Галл из аудиторской и консалтинговой компании EY не хочет говорить об общем избытке мощностей. Они есть, "но только выборочно" - особенно в местах, где производятся исключительно электромобили. "Потому что там просто нет того спроса, который когда-то прогнозировался". В некоторых случаях ситуация с традиционными авто с ДВС совершенно иная. Для некоторых популярных моделей премиум-сегмента все еще существуют длительные сроки поставки. "У нас есть все, кроме избыточных мощностей".

Однако электрификация может оказаться фатальной для некоторых традиционных мест. Не каждый завод можно переоборудовать с разумными усилиями, говорит Галл. "Некоторые старые заводы придется просто закрыть, потому что нет смысла вкладывать в них значительные средства".

Эксперт EY не ожидает, что спрос увеличится в ближайшее время. "Значительного увеличения спроса в ближайшие 24-36 месяцев ожидать не стоит", - говорит Галл. "В среднесрочной перспективе мы будем иметь избыточные мощности в системе". И даже в долгосрочной перспективе в Европе вряд ли будет наблюдаться рост, добавил эксперт отрасли Братцель. "Европейский рынок по сути является насыщенным. Высокого роста объемов, конечно, не будет". Вряд ли стоит ожидать большего, чем возврата к уровню 2019 года, предшествовавшему ковиду. "И, вероятно, он останется на этом уровне в течение следующих десяти лет".

Однако Братцель не видит опасности в том, что недоиспользуемые заводы по производству электромобилей могут закрыться. "Это было бы безумием". В конце концов, только что созданные мощности понадобятся, как только спрос на электромобили снова возрастет. "Вы должны тщательно проанализировать, нужно ли вам просто пережить эту критическую фазу рынка".