Русская Православная Церковь (РПЦ) и Всевеликое Войско Донское (ВВД) празднуют 1 сентября почитая икону Донской Божией Матери. Вместе с праздником Донской иконы Донские казаки празднуют общевойсковой праздник Российского казачества, потому как Пресвятая Богородица, заступница России, является покровительницей Донских казаков, Пресвятая Богородица Дева Мария почитаемая Донскими казаками именно в Донском образе иконы Божией Матери.
В начале сентября 1380 г. после молитв перед иконой Донского образа Божией Матери, русская рать под командованием святого русского князя Дмитрия Донского одержала исторически значимую и памятную победу на поле Куликовом поле. Именно после Мамаева побоища вблизи реки Дон, Икона Божией Матери, написанная Феофаном Греком, получила свое названия Донская и перенесена князем Дмитрием в Москву.
200 лет во времена великого князя Федора Иоанновича крымский хан Казы-Гирей со своим войском подошел к Москве. У Москвы было недостаточно сил отстоять город, но памятуя события 200 летней давности, царь дал указ привезти Донскую икону Божией Матери из Кремля на место лагерной стоянки воинов-защитников Москвы. И чудо произошло! Татары во время битвы начали в панике отступать неся большие потери.
В память на месте победы над татарами был заложен Донской монастырь, икона Божией Матери в наше время занимает свое место в храме при Третьяковской галерее, но традиционно, раз в год, к празднику 1 сентября, чудотворную икону Божией Матери переносят в Донской монастырь для поклонения Богородице всех желающих.
Во время войны с Наполеоном, в Донском монастыре была размещена часть французской конной гвардии. В монашеских кельях разместились рядовые, иногда вместе со своими лошадьми, а сам монастырь был разграблен с чудовищным вандализмом. После освобождения Донского монастыря атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов на собственные средства изготовил новые ризы иконостаса Большого собора и восстановил Донской монастырь.
Почитание образа Донской Божией Матери особенно усилилось в течении XVII века во времена татарских набегов, и взятия крепости Азов не без помощи Донских казаков, ведь по легенде именно Донские казаки, на кануне Куликовской битвы, преподнесли в дар Великому князю Дмитрию образ Божией матери.