Мало кто сможет поверить, что сам НКВД мог так сильно оплошать, но эта история так же реальна, как и мы с вами. Больше скажу, что после поимки коварного японского шпиона многие получили почетные госнаграды.
Но как так вышло, что японского разведчика, который сливал в Японию сверхсекретные данные и при этом сидевшего "прям" под носом у НКВД, не могли вычислить почти 20 лет? Что он успел передать и самое интересное - как его удалось схватить? Как раз об этом мы сейчас поговорим. Так что присаживайтесь поудобнее, давайте погружаться в таинственный, засекреченный мир разведок и контрразведок.
Скажем честно, легенда у японского шпиона была что надо, да и сам он был более чем хорош, ведь легенда, это, конечно же, хорошо, но в то же время ровно с такими же легендами почти все коллеги Пака (именно так звали нашего сегодняшнего антигероя) были пойманы легендарным НКВД, мимо которого не мог проскочить ни один шпион, или все-таки мог...?
Думаю, вы тоже хотите узнать о его легенде? Хорошо, давайте тогда немного рассмотрим и ее. «Строительство» легенды началось в далеком 1923 году, когда человек с именем Пак решил сбежать из местечка под названием Маньчжурия в СССР, сбежать из-за его преследования по поводу коммунистических взглядов. Согласитесь, даже начало этой истории уже интересно?
Неудивительно, что человека с такой легендой мигом забрали в комсомол, забрали словно тот был "горячим пирожком". Когда игра под названием "комсомол" была пройдена, он перешел на новый уровень, перейдя уже в полноценную партию. Именно там и зажглась звезда Пака, которая благодаря его проактивной позиции почти сразу же была направлена на учебу в элитный университет Владивостока.
Кстати, именно с этого места была отправлена первая весточка на его Родину, в ней значились данные об устройстве бронепоездов, о которых он узнал на практике, которую во время учебы тот обожал больше всех сокурсников. Интересно, откуда у него была такая любовь к работе, вы случаем не знаете...?
Институт закончился с отличием и Пак отправился на дальнейшую разведку, на этот раз это был химзавод в знаменитом Сталинграде. Если одни работники сидели, как говорится, на "пятой точке ровно", то этот работник как будто не уставал, работал чуть ли не без выходных и просился на первое же вакантное место командировки.
Что тут еще сказать? Активист и настоящий советский житель, которому не все равно, что будет с его страной, что будет с коммунизмом, о построении которого он всегда мечтал! Как итог, за годы работы на химзаводе он побывал в сотне командировок по всей стране, увидев, где и главное - как работают засекреченные заводы изнутри.
Но командировка, это, конечно, хорошо, но еще лучше, когда на тебя работают другие скрытые агенты, разъезжая по всё тем же командировкам, то и дело заезжая на тот или иной секретный объект. Не поверите, но к тридцати годам Пак уже имел в своем распоряжении целую пачку из трёх агентов, один из которых работал на производстве не чего-то там, а самых настоящих танков!
Хотите "прикол"? Когда в 1937 году пошла мода на поиск всех этих спящих агентов, шпионов и разведчиков, когда почти все коллеги нашего сегодняшнего героя были пойманы и приговорены к невероятно суровому наказанию, Пак умудрился вклиниться в доверие НКВД, став тем, кто занимается поиском агентов под прикрытием – то есть своих же коллег.
Как понимаете, и на этом поприще он работал достаточно хорошо, чуть ли не каждый месяц поставляя в Народный комиссариат по новому шпиону, который не был задействован в сетке Пака.
Разумеется, что таким образом он довольно быстро получил повышение, перебравшись в секретный отдел всего Дальневосточного округа, еще пару крупных поимок и он становится ключевым представителем всей нелегальной советской разведки в Маньчжурии. Как понимаете, это было полное фиаско советской стороны и просто невероятная победа японской...
В итоге почти все советские разведчики во всё той же Маньчжурии оказались раскрыты, но чтобы советы ничего не заподозрили, разведчиков ловили постепенно, в небольших количествах усаживая их в японские тюрьмы.
И все бы так шло и дальше, шло невероятно хорошо для японской стороны, если бы Пака после Харбина (там он также находился по заданию СССР, но его возвращение было с «небольшим» нюансом) экстренно не отправили обратно в СССР, на этот раз ему предстояло узнать о планах советов на весь Дальний Восток.
Для этого японцу пришлось переходить границу с СССР по зыбкому амурскому льду, как раз на этом переходе он и был схвачен... За этим последовал допрос, в ходе которого у советских "погранцов" появился ряд вопросов по поводу оговорок подозрительного человека.
Правда, за этим последовало признание, что японец работает в секретном отделе, после чего он попросил дать ему связь с начальником разведотдела Забайкальского округа. Связь дали, но вместе с этим было принято решение отправить Пака в особый отдел, тем более в него же недавно поступила информация о том, что в сети советской разведки орудует японский шпион, орудует на весьма высокой должности.
И тут началось самое интересное...
Пак попал в руки старшего следователя Скворцова. В беседе с особистом японец пересказал ровно то же самое, что было говорено советскому пограничнику, якобы нужно было срочно передать ценную информацию. Связавшись с отделом разведки, в котором работал Пак, все слова подтвердились, вроде бы подтвердились... Но штука в том, что японец должен был находиться в Харбине еще целых 7 месяцев, да и по какой-то непонятной причине не бились и другие сроки - уж слишком долго Пак пребывал со своей миссией в Японии.
Для того чтобы вычислить шпиона, советским следователям пришлось перерыть все личные дела Пака, обзвонить всех его ключевых напарников, а тут еще и вопрос с ожогами на руках, которые якобы были сделаны 2 месяца назад во время заключения под стражей в городе Сахалян (не ошибка). Но штука в том, что по легенде и вправду все билось, и найденные ожоги и вправду должны были наноситься 2 месяца назад, но по их внешнему виду тем было не больше двух недель, не зажили еще. Правда и этого подозрения было мало для прямого обвинения, так что после него началась новая серия расследования, за которую взялся начальник всего УКР СМЕРШ НКО СССР генерал-полковник Виктор Семёнович Абакумов.
После перехода в руки Абакумова дело Пака начало разрастаться томами буквально на глазах, в них можно было найти все начиная от того, как он попал в СССР, заканчивая тем, чем он интересовался во время своей учебы или работы. Как понимаете, все это постепенно придавало дополнительного веса обвинению столь высокого чина.
Поднимали и старые дела поимки японских шпионов и их связи с другими советскими жителями. Как понимаете, связь многих пойманных японцев вела именно к Паку, а одного из них в особенной степени. По итогу всё это следствие вылилось в раскрытие целой сети шпионов, часть из которых во время "допросов" указала на то, кем является товарищ Пак на самом деле. В этом моменте отпираться уже не было смысла и японский разведчик, который долгие годы являлся по совместительству и советским разведчиком тоже сознался.
Разумеется, что сразу же после его признания шпионская сеть японской стороны началась сыпаться и почти вся она была поймана и приговорена к суровому и вполне заслуженному наказанию, которое по законам военного времени была достаточно суровым, скажем так.
Вот вам и легендарная дотошность следователей НКВД, не заподозрил следователь той мелочи с ожогом, то японец находился в самом сердце советской разведки еще долгие годы. Ставьте палец вверх, если вам понравился мой сегодняшний материал, и подписывайтесь на канал, чтобы не упустить выхода моих следующих материалов.
Ну что, как вам НКВД? Лайк? Отпишите свое мнение по поводу их работы в комментариях.