Российские классики писали не только о балах и страданиях "лишних людей", но и о том, что происходило в толще народной жизни. События, часто списанные с реальности, развивались в их произведениях в меру занимательно и в меру обличительно, что прекрасно подходило к интересам советского кинематографа и театра. Предлагаю экскурс в деревеньки, избы и на постоялые дворы наших предков, чтобы вспомнить, какая она - Россия, которую мы потеряли.
"Полесская легенда" 1957 г. Беларусьфильм.
Жил в начале ХIХ в. в полесской чаще мрачный лесник Роман. Был он холоп пана Ивана и сторожил его лес от браконьеров и порубщиков. Поймал однажды Роман с поличным крестьянина Михася, добывшего капканом лису, и доставил в господскую усадьбу. Пан отдал лису в награду леснику, а Михася по его приказу насмерть запороли плетьми.
Только тут у Романа защемило сердце (хотя и до того он не одного такого нарушителя на панский суд таскал) и попросил лесник у крестьянской общины, чтобы отдали ему на воспитание сына Михася, сироту Василька. Крестьяне поворчали, что, мол, сам же ты его без отца и оставил, но отдали, поскольку своих голодных ртов у каждого хватало, а Роман жил один, был у пана на хорошем счету, так что прокормить приёмыша ему было легче.
Между тем пан Иван в тот день не только судил, но и пировал с гостями. И пел на пиру его любимый песельник - Опанас. Был тот вольным казаком, а к панскому дому был привержен, поскольку служила там его зазноба. И вот, когда пан, расторганный песнями, спросил, какой награды казак хочет, Опанас попросил вольную своей невесте, скотнице Оксане.
Благородное общество тут же начало хохотать: понятия "скотница" и "невеста" представлялись ему совершенно несовместимыми, а пан, чтобы поддержать веселье, распорядился упомянутую девицу привести. Что Опанас и сделал, на свою беду, попросив Оксану нарядиться и убраться как можно лучше. Наверное хотел нанести насмешникам ответный удар, но хвастовство его было, конечно, неуместно, поскольку, как заметила умная служанка из комедии Грибоедова: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь".
Когда пред очи собравшихся явилась Оксана, паны примолкли, паненки позеленели, а шустрый приятель Ивана тут же стал предлагать за неё двух борзых и бельгийский пистолет, на что хозяин молча показал кукиш. Вопрос о вольной и награде пан как-то сразу замылил, зато вспомнил обещание гродненскому воеводе, о том, что Опанас должен петь у него на пиру. В общем, казака он послал в отьезд, а Оксану приказал привести к себе, понятно зачем.
Когда последствия господского расположения к девушке понадобилось скрыть, пан Иван вспомнил, что у него есть верный и холостой слуга Роман, которого пора вознаградить, но не учел его угрюмого характера. Жениться лесник не хотел ни в какую. Ни на этой, ни на какой другой. Пороли его, пороли, наконец - убедили. Более мрачной пары на свадьбе представить было невозможно. Пан Иван не понял одного - трудно было женить Романа, но своё он уже не отдаст.
Картина поставлена по рассказу "Лес шумит" Владимира Галактионовича Короленко, автора повести "Слепой музыкант" и рассказа " В дурном обществе", часто публиковавшегося в советское время для детского чтения в сокращенном виде под названием "Дети подземелья". При всем моем уважении к Владимиру Галктионовичу, фильм мне понравился больше, хотя я понимаю, что рассказ реалистичнее.
Образ сурового вечно волнующегося бора, как аллегории народа, такого же природно сильного, могучего и грозного в бурю, в картине развит как и в рассказе, но добавлено много сюжетных линий, дополнительных героев, созданы более цельные характеры. Рассказ написан, в основном, от лица состарившегося свидетеля этой истории, воспитанника Романа, на которого события произвели впечатление слишком разрушительное для психики. В экранизации этого нет - и так лучше.
К сожалению, пропал некоторый языческий колорит, связанный с образом Хозяина леса, в которого верил рассказчик, но его, я думаю, постановщики посчитали неуместной мистикой и сосредоточились на социальном подтексте. Впрочем, ненавязчиво и совершенно органично для подобной темы.
Совершенно восхитительны Иван Переверзев (Роман) и Алла Ларионова (Оксана). Они трогательно передают перепитии отношений невольных супругов, которые ищут и находят путь к взаимопониманию и любви. Это особенно ценно тем, что в то же время отношения между самими актерами шли в обратную сторону и они играли отголоски своего же счастливого прошлого.
Большой удачей, создающей некое третье измерение сюжета , было решение комментировать события закадровым голосом от лица рассказчика, знающего к чему они приведут. Причем это не текст повести, из которого взята только одна прекрасная цитата о лесе, как о живом существе. Рассказчик в экранизации не тот, что в книге и его слова подчеркивают смысловые акценты этой истории.
Из персонажей очень колоритны сам пан Иван (Леонид Рахленко), его комически трусливый приятель пан Антоний (Глеб Глебов) и эпизодически мелькнувший предводитель гайдамаков (Александр Кистов). Вообще сцена совета гайдамаков, о том отпустить или убить Опанаса повеяла чем-то гоголевским.
Прекрасное музыкальное оформление (композитор - Исаак Любан), восхитительные голоса певцов. Режиссеры - Петр Василевский и Николай Фигуровский. Не знаю, чья заслуга больше, но картина получилась выразительной и красочной, несмотря на то, что она черно-белая.
Рекомендую смотреть на Рутубе, там фильм с наиболее четким изображением.
В других ролях: Леонид Кадров (Опанас), Владимир Владомирский (Богдан, преданный слуга, вырастивший Ивана), Виктор Кулаков (Михась), Витя Лазарев (Василёк), Александра Климова (крепостная девушка, подруга Оксаны) и другие.
"Власть тьмы", фильм-спектакль в постановке Малого театра 1978 г.
Конец 70-х годов ХIХ в., зажиточная крестьянская семья. Глава семьи - Петр, мужик 42-х лет, ворчливый, степенный, хозяйственный, болеет, но, по крестьянскому обыкновению, к медицине не обращается, предпочитает перемогаться. Второй раз женат.
Нынешняя его супруга - Аксинья, бойкая баба 32-х лет, которой старый и хворый муж смертельно надоел, особенно потому, что есть молодой любовник - работник Никита. По меркам ХIХ в женщина она уже зрелая и озабочена тем, как бы не упустить последний шанс на личное счастье. Страстно любимого Никиту надо срочно охомутать, женив на себе, а Петр, жалуется, сгибается в приступах боли, но никак не помирает.
Акулина - дочь Петра от первого брака. Девица 16-ти лет из тех, что теперь называют пацанками. Собой вовсе не дурна, но неженственна и грубовата. Неуклюжа, прямодушна, бесстрашна, любит резать правду-матку. Не любит и дразнит мачеху, отца слушается и защищает. Плохо слышит, поэтому иногда переспрашивает. За это и , видимо, за недевичье поведение, её считают придурковатой (и Толстой так пишет в характеристике), но, по-моему, она ничем не глупее других, только природный дефект временами мешает ей вписываться в ситуацию.
Анютка - дочь Аксиньи и Петра, бойкая девочка, всюду сующая нос. Как любой ребенок, горе переживает сильно и быстро забывает.
Никита - работник, нанятый на год из-за болезненного состояния Петра. Видный парень, избалован, вырос под влиянием двух разных родителей: богобоязненого, косноязычного и абсолютно неавторитетного отца и хитрой, настойчивой, циничной матери. Сердце имеет чувствительное и хочет, чтобы все шло миром, без потрясений, чтобы кто-нибудь брал на себя решение проблем, а у него, в результате, было бы побольше удовольствий и поменьше работы.
Завязка драмы начинается с того, что Аким, отец Никиты, узнает, о связи сына, до поступления к Петру, работавшего "на чугунке" (на постройке железной дороги) со служившей там кухаркой Мариной. Девушка пожаловалась на Никиту, что тот соблазнил и бросил. Аким хочет забрать сына домой и женить, раз уж так случилось. Матрёна, жена Акима, понимая, что брак Никиты с Аксиньей, если та овдовеет, материально куда перспективнее, чем женитьба на нищей сироте со смутной репутацией, решает подтолкнуть события в выгодном направлении.
Тем более, что добрые отношения с Аксиньей уже установлены. Матрёна не раз доставала для неё у какого-то тёмного старичка сонные порошки, чтобы постылый муж не мешал любовникам проводить сладкие ночи. На этот раз матушка Никиты, застав сына с хозяйкой в недвусмысленном положении, остается с женщиной наедине и, для разогрева чувств поохав над её несчастной судьбой, предлагает Аксинье порошки покрепче: чтобы муж уже не проснулся. Та, помахав руками и поужасавшись, спрашивает как их разводить.
Затем, Матрёна, пригласив в посредники и судьи по семейному вопросу Петра, чернит как может репутацию предлагаемой Акимом невесты. Петр высказывает мнение, что надо бы и парня спросить. Явившийся на разборки Никита, предварительно настроенный матерью, отрицает близкие отношения с Маринкой, крестясь, для убедительности, на иконы. Аким остается в сомнении, но улик нет, слово одного против слова другого, и проект женитьбы расстраивается.
Хозяева отправляются провожать гостей и только Никита облегчённо вздыхает и даже, на радостях, начинает заигрывать с Акулиной, как прибегает Анютка с сообщением, что Маринка здесь и вызывает его на разговор, иначе обещает прийти сама. Никита малодушно надеется, что это одни угрозы, но появляется Марина и он остается в самом неудобном для мужчины положении: в преддверии неизбежного объяснения с "бывшей".
Пьеса "Власть тьмы" написана Львом Николаевичем Толстым в 1886 г. по материалам уголовного дела Колосковых, показавшемуся писателю характерным для раскрытия проблем пореформенной деревни, да и всей российской действительности. Драма была признана цензурой слишком чернушной и не игралась на сцене до 1895 г., а ведь Толстой ещё значительно облагородил её героев. Реальная история была более мрачна и, вместе с тем, заурядна.
В 1880 г. Тульский окружной суд привлек к ответственности за убийство новорожденного младенца трех лиц из одной крестьянской семьи: Ефрема Петровича Колоскова, его жену Марфу Ивановну Колоскову и Елену Егоровну Андреянову (18 лет), недавно вышедшую замуж дочь Марфы от первого брака. Последняя по суду была признана невиновной и освобождена, остальные осуждены в каторжные работы: муж на 10 лет, жена на 8 лет.
В период описываемых событий крестьянин Ефрем Колосков 37 лет был достаточно давно женат на 50-летней Марфе. В каком возрасте они обвенчались история не упоминает, но в брак с женщиной на 13 лет старше себя Ефрем явно вступил не из-за нежных чувств. Свидетели по делу упоминали, что обвиняемый часто бывал нетрезв, так что, возможно, родители, зная его пагубную склонность, нарочно женили Ефрема в молодости на женщине постарше, чтобы держала в руках. Конечно, с возрастом Марфа слабела, а Ефрем матерел и перевес сил склонялся на его сторону. Большинство поступков обвиняемого настолько спонтанно и бессмысленно, что иначе как воздействием "зеленого змия" их не объяснить.
Когда Елене было 16 лет Ефрем, под пьяную руку, её изнасиловал, что потом повторял достаточно регулярно, хотя по показаниям свидетелей, падчерицу жалел. Видимо, как раз в периоды протрезвления. Деревенские всё знали, да и странно было бы не знать - девушка каждый раз сопротивлялась и, вероятно, кричала. Следы драки с превосходящим её силой мужчиной тоже должны были оставаться на лице и теле пострадавшей, но никто не вмешивался в чужие семейные дела.
В ноябре 1897 г. Елена родила ребенка, которого, пока роженица находилась без сознания , её мать и отчим убили и похоронили во дворе. Убивал, конечно, мужик (душил доской) и опять жалел, и до, и после, продолжая заливать алкоголем негативные эмоции. А спустя два месяца заботливые родители выдавали Елену замуж, найдя молодого жениха Павла Андреянова, бывшего не в курсе интересной жизни Колосковых, в отличие от деревенских, весело гулявших на свадьбе.
Ефрем так и не научился рассчитывать влияние спиртного на организм и испортил всем праздник, впав в покаянное настроение и признавшись в преступлениях после того, как молодые, обвенчавшись, вернулись из церкви.
Цена его покаяния, для меня лично, ясна по следующему поступку: увидев, что его шестилетняя дочь плачет, глядя, как отец валяется, каясь перед народом, Ефрем, вскочил и попытался убить её колом. Из жалости, что останется сиротой без тятьки и мамки, которых сошлют в Сибирь. Жалость Ефрема Колоскова никогда добром не кончается. По-моему, тут просто налицо две стадии опьянения - болтливая и агрессивная.
В общем, в жизни всё было плоско, низменно и глупо. Жаль одну бесправную Елену, которой не повезло родиться в этой семье. И на основе таких событий Лев Толстой, добавив романтизма и духовности, сделал трогательнейшую пьесу.
Он кардинально изменил главного героя. Вместо мужика средних лет, который с утра пьян, завтра пьян, всегда пьян, появился 25-летний красавец-парень, с добрым сердцем, но слабовольный. Бабы и девки сами на него сами вешаются, а он не может отказать, потому что: "Люблю я этих баб, как сахар; а нагрешишь с ними — беда! ( Л.Толстой "Власть тьмы").
В исполнении Виктора Коршунова Никита обаятелен и его, действительно, по ходу пьесы часто жаль. С того момента, когда он перестаёт обвинять других и берет ответственность на себя, героя можно уважать и даже порадоваться за него. Никиту ждёт каторга, но что может быть мучительнее постоянного страха разоблачения и тайных воспоминаний, которые он носил в себе до признания? Можно сказать, что зритель, переживавший события пьесы вместе с героем, сбрасывает с души, давившую на неё тьму.
Самыми интересными персонажами пьесы я бы назвала Акима и Митрича в исполнении корифеев Малого театра Игоря Ильинского и Михаила Жарова. Их как-то принято трактовать в качестве положительных героев, носителей толстовской идеи непротивления злу насилием. На мой взгляд, Аким и Митрич - люди с противоположными взглядами и их позиция невмешательства проистекает из разных причин, а совершенно положительных героев в этой пьесе нет, кроме малолетней Анютки.
Аким много говорит о боге, о душе, о том, что надо жить по правде, но его попытка помочь Марине проваливается из-за манипуляций Матрёны и, в дальнейшем, он устраняется от вмешательства в дела родни, хотя случайно узнаёт о них слишком много. Аким более четверти века живет с такой редкостной змеёй, как его жена, занимающаяся сбытом яда от какого-то народного умельца и ничего не видит (или не хочет видеть). Матрёна, подсовывая будущей снохе порошки, замечает, что если Аксинья не возьмет, она в убытке не останется - не только в расчете на неё брала. Так что бизнес тут процветает и отравление Степана в нём только эпизод.
Непонимание или нежелание видеть того, что годами творится у него под носом, на мой взгляд, сильно портит репутацию Акима, как положительного героя. Сына он тоже упустил, а ведь Никита не какой-нибудь закоренелый злодей и поддается чужому влиянию. К тому же он понимает, что у отца есть над ним права - он может в волость пожаловаться на сыновнюю непочтительность и Никиту накажут розгами - позор совершенно недопустимый для первого парня на деревне. В общем, Аким упустил бразды правления семьей и предпочитает созерцать правду божью во внутреннем мире, сбежав от жены в город на самую грязную работу. Не потому ли и Никита так любит бегать от ответственности и закрывать глаза на неприятные факты?
Митрич - совсем другая фигура. Его невмешательство, которому он изменяет по содержанию пьесы дважды, а в течении жизни, возможно и чаще, происходит оттого, что отставной солдат сознает: рыба гниет с головы. Объясняя Акиму как работает банковская система вкладов и кредитов, он проволит параллель с методами обирания крестьян деревенскими мироедами, понимая, что "низы" учатся у "верхов" погоне за прибылью, пронизывающей все общество.
Антураж постановки подчеркивает, что события происходят в зажиточных кругах крестьянского общества, но внедренный с сознание приоритет денег разлагающе действует на многих персонажей. На вопрос Акима куда же смотрят законы и ученые, Митрич отвечает что "это у них самое любезное дело". В том закон и состоит, чтобы обирать попавших в экономически трудное положение.
Митрич старается не вмешиваться, потому что изменить, по большому счету, ничего не может: везде царит несправедливый порядок. Его замечания об этом полны ядовитого сарказма, непонятного окружающим:
Аким: А старуха-то, значит, твоя где же?..
Митрич: Старуха, брат, моя к своему месту пристроена. В городу по кабакам сидит. Щеголиха тоже — один глаз выдран, другой подбит, и морда на сторону сворочена. А тверёзая, в рот ей пирога с горохом, никогда не бывает.
Аким: О-о! Что же это?!
Митрич: А куда же солдатской жене место? К делу своему пределена. (Л.Толстой "Власть тьмы").
Вообще многие его высказывания с двойным дном, как речь о том, что бабы - пустое сословие. По форме он, вроде бы ругает баб, а по сути их жалеет, потому что крестьянка - последнее звено общественной цепи, тёмное существо, обречённое на инстинктивную жизнь. Ей неоткуда и набраться каких-то правильных понятий.
Митрич: Миллионов сколько баб вас да девок, а все, как звери лесные. Как выросла, так и помрет. Ничего не видала, ничего не слыхала. Мужик — тот хоть в кабаке, а то и в замке, случаем, али в солдатстве, как я, узнает кое-что. А баба что? Она не то что про бога, она и про пятницу-то не знает толком, какая такая. Пятница, пятница, а спроси какая, она и не знает. Так, как щенята слепые ползают, головами в навоз тычатся. Только и знают песни свои дурацкие: го-го, го-го. А что го-го, сами не знают... ( Л.Толстой "Власть тьмы").
Так же презрительно он жалеет и всех окружающих, несмотря на преступления, считая их не злодеями, а дураками, творящими зло по невежеству и от него же страдающими. Он и Никите советует признаться, потому что большинство его мучений происходит от страха разоблачения, а людей бояться нечего - они ничем не лучше его. Никита, впрочем, понимает его по-своему (вернее по-акимовски) и просит прощения именно у людей.
За что я люблю классику - она не отклоняется от жизненной правды и позволяет сделать выводы, иногда отличные от идей самого автора. Смысл и актуальность пьесы Толстого лучше всего выразил его современник, писатель и журналист Владимир Гиляровский, откликнувшися на неё кратким стихотворением:
В России две напасти:
Внизу — власть тьмы,
А наверху — тьма власти.
В ролях: Борис Горбатов (II) (Петр), Ольга Чуваева (Анисья), Элла Далматова (Акулина), Клавдия Блохина (Анютка), Татьяна Панкова (Матрёна), Галина Кирюшина (Марина), Галина Скоробогатова (кума), Галина Буканова (соседка), Виктор Шарлахов (сват), Валерий Носик (муж Марины), Евгений Буренков (урядник), Елена Рубцова (сваха), Владимир Колосов (II) (староста), Людмила Кириченко (девка).
"На бойком месте" 1955 г. Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
После разрывающих душу страстей толстовской драмы приятно окунуться в атмосферу творений корифея русской комедии Александра Николаевича Островского. Он и весьма неприглядные вещи умел показывать с забавной стороны.
Время действия чуть пораньше, чем у Толстого: шестидесятые годы ХIХ в.
На бойком месте стоит постоялый двор Вукола Ермолаича Бессудного. Люд торговый так и ездит здесь по делам туда-сюда. По преданию места - исконно разбойничьи. Слышно, что и сейчас пошаливают по ночам. Потому с готовностью заезжают купцы в теплый приют гостеприимного хозяина и его кокетливой жены-хохотушки Евгении Мироновны, где и штоф поставят, и закуску подадут, и постель постелят и вообще - любой каприз за ваши деньги.
А то что с утра в кошельке денег оказывается гораздо меньше, чем рассчитывал увидеть, так ведь купеческая натура широкая - копейки принято считать за прилавком, а не в трактире.
Типичный посетитель Вукола, например, Петя, то есть Петр Мартыныч Непутёвый, - купеческий сынок. Отец отпускает его в люди только под присмотром старого приказчика, ибо природная глупость и беспечность наследника, усугубленная вином, теряет берега.
Между тем ямщики за пятирублевку и стопочку сливают Вуколу информацию о проезжающих: кто беспечно едет пьян-распьян, у кого поклажа дорогая и плохо привязанная, а во дворе сверкает глазами чернобородый мрачный мужик по прозвищу Жук - работник Бессудного. С ним Вукол Ермолаич иногда отправляется в тайные ночные вылазки.
Бессудный забрал от матери и поселил у себя сестру Аннушку, когда та повзрослела, но девушка никак не приживётся в его доме. То есть сам Вукол, как брат, её любит и даже гордится фамильным настойчивым характером: "Вся в меня!", но, как деловой человек, не доволен. Посетителям следует потрафлять, , а то что руки распускают или лезут целоваться мокрыми губами с алкогольным выхлопом - так для дела можно и потерпеть. Хозяин сам проследит, чтобы нахал вовремя вырубился, а Аннушка слишком строга: протестует и морали читает. Клиент приехал отдохнуть, а тут ему - мораль. Никакого удовольствия.
То ли дело Евгения - так и сияет, так и рассыпается веселым смехом перед гостями, не забывая напоминать мужу, как ей это все противно и только по его приказанию она кокетничает с посторонними мужчинами.
Впрочем, до недавнего времени Вукол считал, что сестра все-таки оправдывает съеденный в его доме хлеб: ею сильно увлекался здешний красавец-барин Павлин Ипполитович Миловидов, этакий Паратов для бедных, без золотых приисков. Средства поменьше, свита пожиже, но усы, гитара и замашки те же.
Аннушка, конечно, ничего более блистательного не видела и влюбилась в местную звезду. Да и тот, наткнувшись на то, что крепость не сдается сразу, воспылал, собирался жениться, а пока ездил, обедал-ужинал в заведении довольного Вукола, целовал девушке руки и учил петь романсы. Вдруг, между влюбленными словно пробежала черная кошка.
Павлин охладел, Аннушка сломала себе голову, думая, чем ему не угодила, а брат с женой снова начали попрекать её куском.
Чем хороша постановка - достоверностью изображаемого времени. В 50-е годы ХХ века ещё работало немало актеров и других театральных деятелей, что вживую видели и купцов, и крестьян, и весь уклад дореволюционной жизни, да и типаж людей не сильно изменился. Красавицы здесь такие, как считалось во времена А.Н. Островского: в теле и коса до пояса (Марина Кузнецова в роли Аннушки). И получается, что в сравнении со спектаклем 1955 года, как хорошо не играй, всё - бледная тень правды.
А с каким диким увлечением, рассказывает о прошлых разбойничьих временах Вукол Бессудный (Борис Терентьев)! Как рассыпается показным смехом и лисит перед грозным мужем, переходя от страха к обману, Евгения (Ольга Викландт)! Как угрюмо сверкает глазами Марк Гольцин (Жук), как вальяжно несет себя по жизни любимец женщин Павлин Миловидов (Михаил Названов)! А глупо-искренний свинтус Петя? Так и хочется сказать, вот что вырастает при больших деньгах и неразвитых мозгах из маленького поросёночка! Да - мастера!
На самом деле за выдвинутым на первый план любовным сюжетом показан развитый криминальный бизнес, отстегивающий долю местным властям:
За сценой звон колокольчика и бубенчиков. Входит Жук.
Жук. Капитан-исправник едет.
Бессудный (вынимает повешенный на шее кошель, достает ассигнации и отдает жене). Поди скажи, что нездоров, с похмелья, мол, головой мается. Евгения уходит. (А.Н. Островский "На бойком месте").
Да и судьба Аннушки, на первый взгляд благополучно разрешившаяся, вовсе ничего хорошего не сулит. То ли женится герой-спаситель на девушке, увезённой без её согласия в бессознательном состоянии, то ли не женится:
Миловидов. Ну, обрадовал ты меня. Уж я её от вас к себе домой возьму. Аннушка, милая! (Целует её.)
Бессудный. Бери, пожалуй! Не больно она нам нужна.
Евгения. Ты, стало быть, жениться хочешь?
Миловидов. Мое дело. Уж теперь нас громом не расшибешь!
(А.Н. Островский "На бойком месте").
Да и женится - не представляю героиню счастливой с мужем гулякой и бабником в доме, напоминающем нечто среднее между конюшней и походным офицерским бивуаком: "Мне барышню и посадить-то не на чем. У меня в гостиной сёдла да арапники, а вместо диванов сено насыпано да коврами покрыто. Не расставаться ж мне с моими порядками. Мне давай такую жену, чтоб она по моей дудочке плясала, а не я по её.". (Миловидов в комедии А.Н. Островского "На бойком месте").
Исполнение роли Названовым придает герою паратовского блеска, но в этом тексте (не вошедшем в фильм) в нем больше проглядывает гоголевский Ноздрёв.
Главный постановщик и артистическая звезда этого спектакля - изумительная Ольга Артуровна Викландт.
Нельзя также не упомянуть прекрасное исполнение актёрами романсов и музыкальное оформление композитора Сергея Потоцкого.
Кроме упомянутых артистов, в фильме-спектакле принимали участие: Сергей Тихонравов (Пыжиков, мелкопоместный дворянин, приятель Миловидова), Пётр Берёзов (Пётр Мартыныч Непутёвый), Владимир Торстенсен (Сеня, приказчик Непутёвого), Борис Белов (Гришка, слуга Миловидова), Виктор Машков (Разоренный, ямщик), Юлиан Козловский (Иван, кучер).
На этом сегодняшний обзор закончен, надеюсь, он вызовет у вас желание пересмотреть представленные фильмы. Предыдущий обзор на тему экранизаций классики можно найти здесь: