Продолжение.
Как уже говорилось, патриарх Константинопольский Нифонт II был полугреком-полуалбанцем. И в статье Лосевой сообщается, что среди учеников патриарха были албанец Иоанн Новый и прот Гавриил, иеромонах из келлии Карпули в Карее, который был славянином. О. Гавриил и составил житие патриарха Нифонта. Сам же он в промежутке от 1515 до 1539 года пять раз был протом Святой Горы. Это пример здорового отношения к разным национальностям. Как пишет Ольга Викторовна, сравнительно недавно Анатолий Аркадьевич Туриловым, еще в 1983 году вместе с другими учеными совершивший поездку на Афон нашел, что в Фессалониках первой половине-середине XVI века в Фессалониках пострадал еще один новомученик восточнославянского происхождения Антоний из Супральского монастыря, подвизавшийся на Афоне в келлии святителя Саввы в Карее. А.А. Турилов пишет: «В отличие от балканских мучеников он жаждет и активно ищет мучения, и окружающим удается лишь до определенного времени сдерживать это его желание». Супральский монастырь находится на востоке Польши и сейчас относится к Белостокско-Гданьской епархии Польской Православной Церкви. Основан в 1498 году так, что мученик был одним из первых монахов этого монастыря. На о.Антония сильное влияние оказало страдание Иоанна Серрского, которого обвинили в том, что он хотел принять ислам, а затем изменил свое решение. Вообще, в XVI веке известно 19 случаев новомученичества и 22 новомученика. В основном почти у всех мученичеству предшествует обвинение, часто ложное и только два афонских мученика Феофан в Константинополе и Макарий из Киоса в 1590 г. в Прусе являются автоклитами. Монах Феофан из Ватопеда в юности принял ислам. Он сам пришел на место отречения, и турки узнали его и подвергли мучениям. Так исполнилось его желание искупить грех отречения страданием за Христа. Он был узнан турками и отправлен к судье. Также о. Макарий был насильно обрезан по настоянию его отца-ренегата, бежал на Афон, принял постриг в скиту святой Анны и через 12 лет получил благословение на мученичество. Пришел в родной город Пруссу (Бруссу по житию) в монашеской одежде и был узнан. Интересен диалог о.Макария со старцем, когда он просил благословение на мученичество. «Старец и слышать не хотел о его намерении, выставляя ему на вид то, что, не вдавая себя в мученический подвиг, оно может и здесь, в уединении, измыть все свои нечистоты покаянием, которое имеет силу божественное крещения.
- Нет, честный отче, смиренно отвечал Макарий старцу, все то, что ты говоришь, истинно, и я верю, что покаянием заглаждаются грехи, но мой грех несравненно больше всех тех грехов, для которых положено долготерпеливым Богом покаяние. Мой грех такой, который только и возможно загладить мучением».
Понятно, что аскетическая монашескую жизнь в скиту протяженностью в течение лет сорока – это растянутое во время мученичество. И надо учесть молитвенный труд в течение этого времени. Но, трепеща пред Божиим Судом, монах упрашивает старца и принимает кровавую мученическую смерть 6 октября 1590 года. Честная глава мученика должна покоиться в скиту св. Анне. Думаю, прикладывался к ней, естественно, опять ничего не зная о мученике, и поэтому это даже не запомнилось. Советую всем почитать его житие. Поэтому новомученика Макария нет под числом. Все это говорит о том, что им воздается не такая честь, как мученикам, пострадавшим в древности или в недавнее время в России, поэтому и мы приезжая на Афон мало что можем знать о нем. К сожалению, если новомученики и попали в наши святцы, то все в день собора преподобных на Святой Горе Афонской просиявших.
Как, например автоклит более позднего времени известен преподобномученик Агафангел Есфигменский пострадавший 19 апреля 1819 года, часть его святых мощей перенесена в монастырь в 1844 году. Когда я в 90-е довольно часто приходил в этот монастырь один или с Валерием, моим спутником. Мы всегда просили о. Антония, рыжего монаха то ли из Австралии, то ли из Новой Зеландии, принести нам ватку с миром от мощей мучника. Его мощи благоухали удивительно, но, к сожалению, по приезде в Россию благоухание уходило, как не пытались мы его сохранить. Так мы благодаря о. Антонию узнали о мученике. Удивительное его житие сейчас нетрудно отыскать. В нем есть интересный момент: на мученичество его благословил сам святитель Николай, явившийся сомневавшемуся игумену. Его пространное житие требует внимательного прочтения.
Возвращаясь к работе Лосевой, следует привести сделанный ею вывод: «Скудость источников не позволяет утверждать, что зарождение самопризванного мученичества следует связать с Афоном, но нельзя не обратить внимания на такое совпадение, когда первые пять известных мучеников-автоклитов являлись монахами-святогорцами». Я думаю, это вполне объяснимая закономерность. Молодые люди, осознав губительность принятия ислама и отпадения от Церкви, шли в центр православной духовности – на Святую гору, принимали постриг и так созревали до мысли, что для искупления своего греха надо принести кровавую жертву. Как отказались от православия, так же публично возвратить в него. И это как показывает, например, житие преподобного Макария эти страдания были своего рода кровавой проповедью, как теперь принято называть миссионерством, и привлекали даже турок на путь Христу и такое же мученичества. Тема мучеников-автоклитов требует большего внимания и изучения, и отображения в наших святцах, почитания, написания икон. Преподобному Паисию же могли воздать великую хвалу. А мученикам? Среди которых и греки, и албанцы, и славяне. Святые новомученики афонские молите Бога о нас.