В моих трудах мне помогал старший товарищ и, можно сказать наставник, главный научный сотрудник Лосев Виктор Иванович. Но немало помогала мне его дочь замечательный человек и ученый Ольга Викторовна Лосева. Она редактировала мои статьи в Православную энциклопедию, спасибо ей. Молюсь о ней, вспоминая ее безвременный уход. На конференции по Афону в 2014 году она подошла ко мне, и мы познакомились. До этого это было заочное знакомство, тут мы встретились первый и последний раз. Но, переходя к делу, я вспомню ее прекрасный и весьма значительный доклад «Первые новомученики-«автоклиты» - греческие и славянские монахи-святогорцы» на конференции «Афон и славянский мир» в Белграде, 16-18 мая 2013 г.
Сейчас. Когда говорят новомученики, то обычно подразумеваются новомученики российские, но по-настоящему понятие «новомученики» появилось применительно к убиенным за христианскую веру во время арабских завоеваний на Ближнем Востоке. Первоначально это были мученики, пострадавшие во время арабских завоеваний на Востоке. В основном они приняли мученический венец в VIII -IX веках. Следующий этап мученичества связан в основном с турецкими завоеваниями на Балканах. Если в XIV веке известны всего три новомученика: Михаил Александрийский, Иоанн прусский и Иоанн Сочавский.XV знает уже пять мучеников, у которых сохранились жития и которым составлены службы. Но все они не были автоклитами от греческого самопризванный, самозваный, то есть они были схвачены в силу различных обстоятельств и уже на суде бесстрашно исповедовали христианскую веру и даже провоцировали своих гонителей на скорую расправу. Но не являлись сами добровольно к мучителям и обличали их зловерие. Кстати, Иоанн Серрский после 11 месяцев заключения, чтобы ускорить свою казнь, дал судье золотые монеты, чтобы тот купил дров для его сожжения.
Теперь перейдем к монахам-мученикам или преподобномучениками. Их мученичество значительно отличалось от новомучеников-мирян. Первые мученики автолиты были учениками Константинопольского патриархами Нифонта II(память 11 августа), который после оставления кафедры подвизался вначале в Ватопеде, а потом в Дионисиате. В житии этого патриарха говорится о мученичестве Макария (14 сентября) и Иоасафа (нет в нашем афонском патерике). Интересно, что преподобный Никодим Святогорец в своем «Новом Мартирологионе» указывает неверные даты их мученичества. Прпмч. Макарий пострадал в 1506 году, а Иоасаф в 1510. Если некоторые преподобномученики решили принять мученичество, потому что считали свое покаяние и принятие в Церковь после отпадения в магометанство, недостаточным чтобы войти в райские обители, то по житию прпмч. Макария можно заключить, что двигало этим отцом просто желание исповедовать публично православную веру для посрамления лжеучения. Для этого он пришел в мечеть и стал проповедовать Христа. Перед тем как продолжить тему новомучеников, изложенную в статье Лосевой, следует остановиться на житии святителя Нифонта, патриарха и афонского подвижника. Если открыть одну из первых моих книжек на Афоне, то в разделе о монастыре Дионисиат прочтем, что там помимо десницы Иоанна Предтечи и других мощей, мощи святителя Нифонта, патриарха Константинопольского. Увы, маловероятно приехать на Афонскую Гору вооружившись полноценным знанием о ее святынях. Это знание приобретается в ходе общения со Святой Горой. Ты приезжаешь и прикладываешься к иконам и мощам по крупице собирается мозаика, не знаю ни одного благочестивого человека, который бы приехал с готовой энциклопедией в голове. Конечно, я ранее слышал о смиренном патриархе, трудившемся в Дионисиатском монастыре, но не представлял масштаба личности этого святого. Необычно, патриарх, родившийся в Морее, был полугреком-полуалбанцем. С юности проявлял большие способности к наукам, но более всего тяготел к монашеской жизни, Оставил мир в Трудную годину для Греческой церкви: Флорентийский собор, а потом завоевание османами Константинополя старец о. Нифонт стал Ахридским епископом о. Нифонт же удалился на Святую Гору и вначале поступил в монастырь Ватопед, но потом перешел в обитель Дионисиатскую и там был рукоположен во священники. Затем по настоянию епископов и народа был избран митрополитом Солунским. В Солуне он с первых дней начал бороться с злоучениями пришедшими с Запада и был активным обличителем Флорентийской унии, последоватили которой, очевидно имели немалое влияние в Солуни. Затем два раза избирался на Патриарший престол в 1487 и 1497 годах. Следует сказать о вторичном изгнании его с патриаршего престола. «Однажды, возвращаясь в патриаршую из приходской церкви после литургии, он встретил на пути султана, - и по приличию отдал ему честь Гордый повелитель, усвояя себе богоподобное владычество, в неистовстве своего кичения. Остался недовольным почтительностью патриарха, и в виду народа укорил и обесчестил его», - так повествует житие святого. Результатом было изгнание патриарха в Андрианополь под стражей янычар под особое наблюдение турецких властей. Но через Андрианополь проезжал господарь Радул из Валахии. В итоге он выпросил в Константинополе бывшего патриарха на святительскую кафедру во Влахию. Там владыка Нифонт немало потрудился на кафедре, пока не произошло событие, с которым не могла смириться совесть святителя. Некий молдавский вельможе Богдан бежал от смертной казни во Влахию. Будучи женат он, воспользовавшись вниманием Радула, и женился во второй раз на сестре господаря. Это беззаконие стало известно святителю, и тот воспротивился расторжению законного брака. Богдан обратился к Радулу и святителю пришлось покинуть кафедру, но перед этим он отлучил от церкви Богдана и всех участников беззакония Напрасно Радул пытался убедить святителя Нифонта смириться с этим беззаконием, ссылаясь на высшую инстанцию: разрешение на брак от Константинопольской церкви. Любовь к правде оказалась сильнее мнимого послушания, и святитель покинул дом бессарабского вельможи Неанка и удались в Ватопедскую обитель. Там, и открыл побуждения своего сердца ревностный подвижник и ученик благословение на мученический подвиг. Ревностный святитель, путь которого во многом сходен с жизнью святителя Иоанна Златоуста, нашел его готовым к совершению этого подвига. Кроме того, святитель сказал другому своему ученику Иоасафу в день мученической кончины Макария: «сегодня страдальчески скончался твой брат Макарий и радостно душею несется на небеса». По благословению старца после его кончины Иоасаф пошел в Константинополь и повторил подвиг своего собрата. Необходимо сказать еще несколько слов о дальнейшей жизни святителя. Бывший патриарх перешёл со своим учеников в обитель Дионисиатскую, где, будучи неузнанным, стал трудиться как простой погонщик мулов. Эта часть жития для меня стало одним из самых запоминающихся моментов из афонской агиографии. Через какое-то время игумену монастыря было открыто в явлении покровителя монастыря святого Предтечи Господня Иоанна, кто скрывается под личиной чернорабочего, и когда святитель Нифонт возвращался со своего послушания с дровами из леса, его встретили как святителя, патриарха.
После кончины святителя его ученик Неанк, ставший господарем Угро-Влахии, желая испросить у Господа прощения для Радула, по кончине святителя отправил в монастырь послов, которые выкопали благоухающие останки патриарха Нифонта. При открытии мощей житие описывает множество чудес. У Бухареста мощи встретил Неанк с народом, и долго молился о прошении грехов Равула, пока в видении ему не было открыто о получении просимого. Собор епископов принял решения праздновать святитель 11 августа, а господарь устроил для мощей золотую раку в виде многоглавой церкви. После этого отправил мощи в Дионисиат, оставив себе только главу и руку. Там они пребывают, а я, не ведая, при посещении монастыря не уделил мощам святителя особого внимания. Впрочем, посещения этого монастыря почему-то всегда были кратковременными, видимо, потому что путь из Григориата всегда заканчивался в агиа Павла. О других мучениках по статье Ольги Викторовны придется говорить в следующем посте.
https://dzen.ru/a/ZrSzEIOcjXpUNJXg?share_to=link