Найти в Дзене
ИА Регнум

Униженный сын ливийского фельдмаршала нанес удар по экономике Испании

Оглавление

Власти в ливийском Бенгази остановили работу на нефтяном месторождении Аль-Шарара, что является ударом по экономике Испании, сообщает одно из самых информированных изданий пиренейского королевства El Confidencial.

    / Источник: © ИА Регнум
/ Источник: © ИА Регнум

Повествующий об этом корреспондент Игнасио Сембреро считает действия одного из двух ливийских правительств «самодурством», нарушением международного права и недоумевает в полном соответствии с известной формулировкой «А нас-то за шо?».

Африканец в ушанке

Работы на месторождении Аль-Шарара (347 000 бар/сут, 28% от общей суточной добычи нефти в стране) ведутся международным нефтяным консорциумом, в который входят испанская Repsol, французская Total, австралийская OMV, норвежская Statoil и собственно ливийская NOC.

По утверждению пиренейских источников, в этой «группе товарищей» основную нагрузку несет Repsol, а значит, и должна получать больше прибыли, чем кто-либо. Соответственно, и любая остановка деятельности месторождения наибольшие потери принесет именно испанцам.

Ливийская National Oil Corporation (NOC), государственное предприятие с центральным офисом в Триполи — главная нефтяная компания страны, выполняет в консорциуме не только роль «одного из участников», но и фактически «смотрящего» за иностранными компаниями. А сама Ливия является членом ОПЕК+.

   Халифа Хафтар / Источник: ©TASS /EPA/MAXIM SHIPENKOV
Халифа Хафтар / Источник: ©TASS /EPA/MAXIM SHIPENKOV

После свержения Западом Муаммара Каддафи в стране разразилась гражданская война, в результате которой управление государством пытаются принять на себя (или, точнее, перебить друг у друга) две влиятельные группы.

Одна из них именуется Правительством национального единства (ПНЕ) со штаб-квартирой в Триполи, действующим в интересах Запада. И (потому) признано ООН в качестве легитимной исполнительной власти.

Вторая — так называемое Восточное правительство, контролируемое и поддерживаемое силами Ливийской народной армии фельдмаршала Халифы Хафтара.

Этот военачальник выступал в свое время сподвижником Каддафи, для которого «был как сын», обучался в СССР на курсах «Выстрел» и в Академии им. Фрунзе. Эти обстоятельства позволяют западной прессе подавать Халифу Хафтара как «проводника интересов Кремля» и периодически публиковать его фото в русской шапке-ушанке.

Правительством национального согласия Ливии (предшественник Правительства национального единства) Халифа Хафтар объявлен военным преступником.

Уведомление об аресте без ареста

2 августа, по сообщениям испанской и итальянской прессы, в неаполитанском аэропорту Каподичино был задержан ливийский генерал Саддам Хафтар. Задержание длилось всего час — 33-летнего сына Халифы Хафтара представители итальянских правоохранительных органов уведомили о том, что «Мадрид подозревает его и обвиняет в причастности к контрабандным поставкам оружия и требует арестовать в случае обнаружения на территории любого из государств, входящих в Шенгенскую зону».

Саддаму итальянские силовики «задали несколько вопросов по существу, объяснили, что ордер Мадридом был обнародован еще несколько месяцев назад», но арестовывать ливийского военного не рискнули и разрешили ему подняться на борт его персонального самолета, направлявшегося за пределы Апеннинского полуострова.

В недавнем прошлом, сообщает испанская пресса, на территории пиренейского государства были зарегистрированы попытки поставить из ОАЭ в Ливию (силам Хафтара-старшего) системы борьбы с дронами для аэропортов, а также дроны, оборудованные тепловизионными камерами.

Поскольку Ливия находится под эмбарго международного сообщества на поставки оружия, партия дронов и антидроновых систем, направлявшихся в Бенгази через нескольких посредников, была признана «незаконным приобретением, подлежащим изъятию». А лица, имевшие отношение к этой сделке, были объявлены вне закона.

Сколько таковых — не сообщается, однако известно, что в период с января по май правоохранителями пиренейского королевства были задержаны пять человек (четыре испанца и один ливиец), связанных с этой темой и «челночивших» между Мадридом и Валенсией.

Униженный и оскорбленный

Первое, что обнаружил генерал, вернувшись из Италии в Ливию — сидячая забастовка жителей региона Феццан, в котором и находится месторождение Аль-Шарара (в российских СМИ именуемая также Эш-Шарара).

Ситуация, в общем-то, не нова: в начале января текущего года подобная забастовка уже проводилась населением, недовольным экологической ситуацией и «отсутствием заметных выгод от эксплуатации месторождения для тех, кто проживает в округе и в стране в целом». Во второй половине января, по словам телеканала Libya al-Ahrar, главой NOC Фархатом Бенгдаром народу было обещано, что «проблемы будут рассмотрены и решены».

Судя по новой забастовке, решение либо не состоялось, либо не устроило население Феццана.

Генерал, оценив ситуацию, распорядился остановить все работы, ведущиеся на месторождении.

Испанцы считают, что действия Хафтара-младшего продиктованы его личными мотивами и имеют под собой в качестве базы не экономику, а политику. С помощью которой бьют по экономике.

   Саддам Хафтар / Источник: ©Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ)
Саддам Хафтар / Источник: ©Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ)

Большинство ливийских СМИ (поддерживаемых Триполи), таких, как англоязычные Libya Observer, Libyan Today 24, а также телеканал «Аль-Ахрар ТВ», утверждают, что Саддам использовал «телефонное право», распорядившись в закрытом для прессы режиме остановить все работы по добыче нефти.

«Это только первый шаг давления на Мадрид, чтобы тот отменил ордер на арест генерала Хафтара. Он посчитал себя униженным и оскорбленным. И теперь предпринимаются постоянные попытки оказать давление на Испанию, чтобы она как можно скорее отменила это заявление», — пишет Libya Observer.

«Саддам дал немедленные указания по телефону закрыть объект, не прибегая к использованию военной силы. Таков был ответ генерала на попытку арестовать его в прошлую пятницу в Италии на основании приказа, изданного против него в Испании», — цитирует агентство Italpress Башира Аль-Шейха, лидера «Ира дель Феццан», вооруженной группировки, действующей в этом регионе.

Испанский дипломат, имеющий опыт работы в Ливии (неназванный, но согласившийся дать комментарии для ElConfidencial), выразил опасение, что «шантаж Repsol — это только первый шаг».

«Если Саддам Хафтар не будет удовлетворен действиями Мадрида, это может повлиять на другие испанские компании, присутствующие в Киринаике», — предупредил он.

Уважаемый фельдмаршал

Глава Ливийского президентского совета (высший исполнительный орган того правительства страны, что признано ООН) Мохаммед Юнус Аль-Менфи утверждает, что «ордер испанского МВД — явная ошибка». Но не в той части, где предлагается арестовать Саддама Хафтара. А в той, где записано, что адресатом поставок дронов в материалах испанских силовиков значился Триполи, где заседает международно признанное правительство, а не Бенгази, где правит Хафтар-старший. Ордер в той его редакции, в которой он существует, бросает тень на Правительство национального единства, считает Аль-Менфи.

То есть в Триполи, в общем-то, не против, чтобы Саддама Хафтара арестовали где-нибудь в Европе, но в документе обязательно должна быть подчеркнута его связь с мятежником-отцом и полное отсутствие причастности к ливийскому ПНЕ.

«Хотя Халифа Хафтар является мятежником, премьер-министр Италии Джорджа Мелони, а также другие европейские лидеры относятся к нему с уважением, и не только из-за находящихся под его контролем энергетических ресурсов, — в расстроенных чувствах констатирует автор публикации в испанском СМИ. — Мелони принимала его в прошлом году в Риме как истинного главу государства, а в мае нынешнего года отправлялась навестить его в Тобруке с двойной целью. Первая — договориться о мерах, позволяющих остановить поток нелегалов, направляющихся в Италию с побережья Ливии. Вторая — изгнать из страны русских наемников из группы «Вагнер» или по крайней мере сократить зону их влияния. Мелони и другие европейские лидеры относятся к фельдмаршалу Хафтару с уважением».

По мнению Игнасио Сембреро, попытки итальянского премьера «поладить с ливийским повстанческим руководителем могут объяснить относительную снисходительность итальянской полиции», не пожелавшей арестовывать Хафтара-младшего. А возможностей у апеннинских оперативников было предостаточно — генерал в течение нескольких дней посещал в Италии футбольные матчи с участием принадлежащего ему ливийского клуба «Аль-Наср».

«Нахождение в Шенгенской информационной системе в числе лиц, в отношении которых имеется ордер на арест, предусматривает более строгую проверку представленной на границе документации и постоянный мониторинг их передвижения по стране, чего в отношении Саддама Хафтара не делалось — он беспрепятственно путешествовал по Италии, — сообщает La Repubblica.

«Если столь легкомысленное поведение полиции подтвердится, это может стать проблемой, поскольку является нарушением правил международного сотрудничества или представляет собой незаконное с юридической точки зрения благосклонное отношение к родственнику ливийского фельдмаршала», — добавляет газета Il Messaggero.

Итальянской прессе легко рассуждать о «нарушениях правил международного сотрудничества», когда ситуация не касается напрямую экономических интересов Рима. А вот к какому решению придут в Мадриде, анализируя сложившуюся ситуацию на месторождении Аль-Шарара?

Запад ведь уже приучил страны остального мира, что заключенные договоры и международное право значат ровно то, что ничего не значат. А игра Саддама Хафтара вполне укладывается в канву «мира, основанного на правилах», которые может, как выяснилось, устанавливать не только одна сторона.

«Бенгази наложили санкции на Испанию», — недовольно резюмирует El Confidencial.

Еще больше новостей на сайте