Найти тему

Журнал «Москва» в обзоре проекта «Русский академический журнал»

«Москва» № 2, 2023
«Москва» № 2, 2023

Второй номер журнала «Москва» за 2023 год внимателен к текстам о писателях – художественным, биографическим. Три материала номера так или иначе описывают путь становления писателя: «Портрет» Алеся Кожедуба, «Из дневника писателя» Петра Алёшкина, «Дневник писателя» Владимира Кузнецова.

Открывает номер начало романа Алеся Кожедуба «Портрет». События, происходящие в жизни Саши – главного героя романа – напоминают биографические факты писателя. Саша тоже, как и Алесь Кожедуб, родился в городе Ганцевичи Брестской области, работал учителем, научным сотрудником, редактором на телевидении.

Время действия романа – 70-е–80-е годы, место действия – Беларусь. Саша рассказывает о своём пути становления как писателя. Остроумно описаны рабочие будни научного института, совещание молодых писателей на ведомственной даче, курьезные случаи на телевидении при подготовке передач.

«Портрет» написан иронично. Алесь Кожедуб несерьезен по отношению к герою Саше и его окружению. «Лёгкий» подход идёт на пользу тексту. Разнообразие вносит авторский приём: главный герой что-то думает, не произнося вслух, а на его мысли отвечает в диалоге собеседник, будто подуманное было произнесено. Приём повторяется в романе несколько раз.

Есть в портрете мистическая составляющая с портретом Якуба Коласа – белорусского писателя и поэта, основоположника новой белорусской литературы. Пока история с портретом только завязка. Интересно, как будут развиваться события романа в следующих публикациях.

Также путь писателя в центре внимания нон-фикшн Петра Алёшкина. Публикация «Из дневника писателя» – откровенный рассказ о перипетиях его жизни и творческого пути.

Время действия – 70-е–80-е годы, место действия – Москва с приметами того времени: «лимитчиками», сложностями устройства на работу без московской прописки, крошечной комнатой на двоих с молодой предприимчивой женой.

Пётр Алешкин рассказывает и о своей работе сценаристом. «Из дневника писателя» – истории о везении, случайностях, провалах, взлётах, которые закалили и не помешали, а, может, и поспособствовали появлению на свет многих книг.

На этом публикации о писателях не заканчиваются. В номере есть ещё один литературный «Дневник писателя» – авторства Владимира Кузнецова. Если у Алеся Кожедуба и Петра Алёшкина описание судьбы писателя охватывает примерно один и тот же период – 70-е–80-е годы, то действие в коротких заметках Владимира Кузнецова происходит уже в 1987–2000 годах. Интересны списки литературы, прочитанные Кузнецовым в разное время, и опять же приметы непростого времени – перестройки с точно схваченными бытовыми сценками и портретами растерянных людей.

Повесть «Дом № 58» Диляры Юсуповой оригинальна по стилю, композиции и сюжету. Писательница создаёт мир небольшого многоквартирного дома. Она сама – героиня каждой новеллы, но ведущая роль отводится её соседям: дяде Гене, любящему выпивать и закатывать скандалы, Илоне – женщине, ищущей просветления в мировых философских и религиозных практиках, Майе со странной привычкой покупать каждый день букет пионов, семье узбеков и даже торту медовику.

Диляра Юсупова в каждой новелле создает образ современника. А они все вместе – образ нашего современного общества, отношения в котором, возможно, похожи на соседские – вынужденно близкие, напряженные, тесные и необходимые для каждого.

Анна Чухлебова в рассказе «Шпицберген» тоже исследует вынужденное соседство: молодой супружеской пары и родителей, кое-как делящих маленькую квартиру; отношения внутри молодой семьи, и даже отношение каждого из супругов к коту. Анна Чухлебова, противопоставляя два характера, иллюстрирует, что значит настоящая решимость, деятельность, а не её имитация.

В номере есть два фантастических рассказа: «Каскад» Сергея Чернова и «Бордовая» Александры Хаймурзиной.

«Каскад» Сергея Чернова – стилизация под американский детектив с мистической составляющей, расследуется не просто происшествие, а предполагаемое вмешательство потусторонних сил. Концовка рассказа поднимает одну из злободневных проблем – права меньшинства и большинства. Рассказ поднимает вопрос о соотношении понятий равенства и свободы.

«Бордовая» Александры Хаймурзиной – из разряда страшных-страшных историй, которые случаются тёмной-тёмной ночью. Но герои рассказа не школьники и не дети из летнего лагеря, а девочки – воспитанницы детского сада подготовительной группы, суеверные и впечатлительные создания. Я предполагаю, что Александра Хаймурзина написала «Бордовую», чтобы высмеять суеверность, хотя не все сюжетные придумки автора подтверждают эту мысль.

Полный обзор

Автор статьи: Ольга Зюкина – литературный критик, публицист, лауреат премий имени Леонова (2020), «Золото русской литературы» (2023), финалист премий им. Ю. Куранова (2023), «Мыслящий тростник» (2023).