Всё, что вам говорили родители в детстве и теперь говорите вы своим, можно разделить на 12 смыслов. Это пособие по самоисследованию, в котором вы найдёте ответы на многие вопросы. Все эти послания и легли в основу вашей модели жизни и жизненного сценария, и управляют вами каждый день.
1. НЕ ЖИВИ
Самый страшный и тяжёлый сценарий жизни.
Потому что угрожает самому ценному в нашей жизни – её смыслу.
Вы впечатлитесь...
(Там же и фразы-исцеление)
Как проявляется сценарий:
- Попытки суицида
- Нанесение или попытки физического повреждения себя (потому что часто в детстве били) или других
- Физически повреждающие зависимости или злоупотребление веществами (алкоголь, наркотики, переедание)
- Привычки, изображающие самоповреждение, например, бить себя, резать, царапать.
Такие дети чувствуют себя бесполезными, нежеланными или нелюбимыми.
- Ребенок не чувствует права жить. Живет с огромным комплексом вины. Либо (если бунтарь), наоборот, доказывает своё право быть.
Скрытая суть этого послания:
- Взрослый перекладывает на ребенка ответственность за нерешенность своих собственных жизненных задач.
- Закладывается подсознательное умозаключение ребенка – «лучше бы мне вообще не родиться».
- Такое отношение к себе не дает ребенку возможности реализовать свои способности в различных сферах жизни. Частые физические травмы и заболевания мешают ему приспосабливаться к реальной жизни и ставят в прямую зависимость от родителей и другого окружения.
- Подсознательно толкает ребенка на провокационное хулиганское поведение вне дома, он как бы специально «нарывается» на наказание. Потому что "преступление" нуждается в "наказании".
После того, как наказание свершилось, у ребенка автоматически снижается планка чувства вины. Ведь проще чувствовать себя виноватым за разбитое окно или нос, чем испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что.
Здесь предельным вариантом является многократное попадание в тюрьму.
Как ни парадоксально, но и сверх опекаемые дети, и дети, живущие в атмосфере безнадзорности, оказываются в одинаковой ситуации, если они получили этот сценарий.
Только для первых он звучит как «не живи своей жизнью, а живи моей жизнью», а для вторых — «твоя жизнь мешает моей жизни».
Взрослому человеку, который в детстве получил такое послание, приходится постоянно доказывать себе и другим, что он что-то значит в этой жизни.
2. НЕ ЧУВСТВУЙ
Мне кажется этот сценарий есть почти у каждого.
Как он проявляется:
- Люди не слышат сигналы своего тела и души
- Сообщают, что никогда не чувствовали … (гнев, печаль, страх и т.п.)
- Сообщают, что один или оба родителя никогда не показывали … (гнев, печаль и т.п.)
- В моделях поведения, отключающих физические ощущения, например, привычное переедание или недоедание.
Послание может выражаться в двух вариантах: или относиться к собственно чувствам или же к физическим ощущениям.
В первом случае она выражается в таких бытовых высказываниях:
«Как тебе не стыдно бояться собаку, она же не кусается»
или
«Как ты смеешь злиться на учительницу, ведь она старше тебя».
Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева, злости и страха, но от этого они не исчезают, а скапливаются и при выходе распространяются на огромное количество «незапрещенных» объектов.
Мальчик, которому запретили бояться собак, начнет смело проходить мимо овчарки, но станет тревожным, теряющимся в любых новых ситуациях. Страх же перед собаками благополучно трансформируется в любой другой страх, например, темноты.
А другому ребенку, которому запретили дома проявлять гнев (возможно и справедливый) к учительнице, начнет «разряжаться» на младших или более слабых детях.
Если запрет касается физических ощущений, то человек может утратить контакт с собственным телом и перестанет воспринимать его сигналы для самозащиты и ориентации в реальности.
Например, мама с ребенком стоят под дождем. Ребенок хнычет:
«Мне холодно».
Мама раздраженно отвечает:
«Не сахарный – не растаешь»
или
«Ты же мужчина».
Ребенок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.
ПОСЛЕДСТВИЯ такого сценария:
- Трудности в получении обратной связи
- Непонимание происходящего и поступков других людей
- Трудности в построении отношений
- Серьезная травматизация в отношениях
- Одиночество
- Получение раннего травматического опыта со стороны Значимых Других
- «Самоанестезия», обесценивание отношений
- Принятое решение: «Эмоции — это потеря времени».
3. НЕ БУДЬ ЗДОРОВ
При таком сценарии ребёнок получает позитивное внимание, когда он болен, и не получает, когда здоров.
При этом сами родители использовали болезни, как средство манипулирования людьми.
Это послание передается родителями, говорящими в присутствии ребенка:
- «Ты с ума сошел!»
- «Оденься теплее – заболеешь!»
- «Тупица, идиот, калека!»
- "Ты такой слабенький (хиленький)"
- «Несмотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную на 5»
- «Хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку».
- «Несмотря на то, что он(а) много пропустил(а) занятий, он(а) получает высокие отметки»
Родительский мотив – желание развить в ребенке чувство своей значимости.
Но смотрите, в чём опасность:
Человек, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание,
а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.
Такой человек всегда будет обозначать свои качества, возвышающие его над остальными. Есть такие сотрудники, которые на работе постоянно жалуются на плохое самочувствие, а когда им предлагают идти домой, упрямо остаются на работе и даже засиживаются допоздна.
Смысл этого поведения такой – «вам должно быть стыдно: ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы».
Последствия такого поведения могут быть печальными, ведь эти люди не симулируют болезнь, а используют реальное заболевание для получения психологической выгоды. Они не умеют получать внимание заботу и поддержку другими способами.
В результате их состояние, естественно, ухудшается. Постепенно история жизни таких людей трансформируется в историю болезни.
- Чаще такой ребёнок вырастает ипохондриком (видит болезнь во всех симптомах).
- Имеет постоянные проблемы со здоровьем, чрезмерную фиксацию на здоровье в ущерб остальным сферам жизни.
- Возможны тяжелые неизлечимые и хронические заболевания.
- Живёт по принципу: «Моя болезнь здесь самая серьезная, и я могу умереть от нее».
Следите за продолжением, расскажу об остальных сценариях.
Исправить свой сценарий вы можете, читая и применяя алгоритмы и инструменты моего канала "С психологией легче". В нём вы найдёте бесплатный курс "Хорошие перемены за 15 минут в день".