Найти тему

12 жизненных сценариев. Определите свой и сценарий ваших детей.

Оглавление

Всё, что вам говорили родители в детстве и теперь говорите вы своим, можно разделить на 12 смыслов. Это пособие по самоисследованию, в котором вы найдёте ответы на многие вопросы. Все эти послания и легли в основу вашей модели жизни и жизненного сценария, и управляют вами каждый день.

1. НЕ ЖИВИ

Самый страшный и тяжёлый сценарий жизни.

Потому что угрожает самому ценному в нашей жизни – её смыслу.

Вы впечатлитесь...

(Там же и фразы-исцеление)

Как проявляется сценарий:

- Попытки суицида

- Нанесение или попытки физического повреждения себя (потому что часто в детстве били) или других

- Физически повреждающие зависимости или злоупотребление веществами (алкоголь, наркотики, переедание)

- Привычки, изображающие самоповреждение, например, бить себя, резать, царапать.

Такие дети чувствуют себя бесполезными, нежеланными или нелюбимыми.

- Ребенок не чувствует права жить. Живет с огромным комплексом вины. Либо (если бунтарь), наоборот, доказывает своё право быть.

Скрытая суть этого послания:

- Взрослый перекладывает на ребенка ответственность за нерешенность своих собственных жизненных задач.

- Закладывается подсознательное умозаключение ребенка – «лучше бы мне вообще не родиться».

- Такое отношение к себе не дает ребенку возможности реализовать свои способности в различных сферах жизни. Частые физические травмы и заболевания мешают ему приспосабливаться к реальной жизни и ставят в прямую зависимость от родителей и другого окружения.

- Подсознательно толкает ребенка на провокационное хулиганское поведение вне дома, он как бы специально «нарывается» на наказание. Потому что "преступление" нуждается в "наказании".

После того, как наказание свершилось, у ребенка автоматически снижается планка чувства вины. Ведь проще чувствовать себя виноватым за разбитое окно или нос, чем испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что.

Здесь предельным вариантом является многократное попадание в тюрьму.

Как ни парадоксально, но и сверх опекаемые дети, и дети, живущие в атмосфере безнадзорности, оказываются в одинаковой ситуации, если они получили этот сценарий.

Только для первых он звучит как «не живи своей жизнью, а живи моей жизнью», а для вторых — «твоя жизнь мешает моей жизни».

Взрослому человеку, который в детстве получил такое послание, приходится постоянно доказывать себе и другим, что он что-то значит в этой жизни.

2. НЕ ЧУВСТВУЙ

Мне кажется этот сценарий есть почти у каждого.

Как он проявляется:

- Люди не слышат сигналы своего тела и души

- Сообщают, что никогда не чувствовали … (гнев, печаль, страх и т.п.)

- Сообщают, что один или оба родителя никогда не показывали … (гнев, печаль и т.п.)

- В моделях поведения, отключающих физические ощущения, например, привычное переедание или недоедание.

Послание может выражаться в двух вариантах: или относиться к собственно чувствам или же к физическим ощущениям.

В первом случае она выражается в таких бытовых высказываниях:

«Как тебе не стыдно бояться собаку, она же не кусается»

или

«Как ты смеешь злиться на учительницу, ведь она старше тебя».

Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева, злости и страха, но от этого они не исчезают, а скапливаются и при выходе распространяются на огромное количество «незапрещенных» объектов.

Мальчик, которому запретили бояться собак, начнет смело проходить мимо овчарки, но станет тревожным, теряющимся в любых новых ситуациях. Страх же перед собаками благополучно трансформируется в любой другой страх, например, темноты.

А другому ребенку, которому запретили дома проявлять гнев (возможно и справедливый) к учительнице, начнет «разряжаться» на младших или более слабых детях.

Если запрет касается физических ощущений, то человек может утратить контакт с собственным телом и перестанет воспринимать его сигналы для самозащиты и ориентации в реальности.

Например, мама с ребенком стоят под дождем. Ребенок хнычет:

«Мне холодно».

Мама раздраженно отвечает:

«Не сахарный – не растаешь»

или

«Ты же мужчина».

Ребенок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

ПОСЛЕДСТВИЯ такого сценария:

- Трудности в получении обратной связи

- Непонимание происходящего и поступков других людей

- Трудности в построении отношений

- Серьезная травматизация в отношениях

- Одиночество

- Получение раннего травматического опыта со стороны Значимых Других

- «Самоанестезия», обесценивание отношений

- Принятое решение: «Эмоции — это потеря времени».

3. НЕ БУДЬ ЗДОРОВ

При таком сценарии ребёнок получает позитивное внимание, когда он болен, и не получает, когда здоров.

При этом сами родители использовали болезни, как средство манипулирования людьми.

Это послание передается родителями, говорящими в присутствии ребенка:

- «Ты с ума сошел!»

- «Оденься теплее – заболеешь!»

- «Тупица, идиот, калека!»

- "Ты такой слабенький (хиленький)"

- «Несмотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную на 5»

- «Хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку».

- «Несмотря на то, что он(а) много пропустил(а) занятий, он(а) получает высокие отметки»

Родительский мотив – желание развить в ребенке чувство своей значимости.

Но смотрите, в чём опасность:

Человек, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание,

а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

Такой человек всегда будет обозначать свои качества, возвышающие его над остальными. Есть такие сотрудники, которые на работе постоянно жалуются на плохое самочувствие, а когда им предлагают идти домой, упрямо остаются на работе и даже засиживаются допоздна.

Смысл этого поведения такой – «вам должно быть стыдно: ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы».

Последствия такого поведения могут быть печальными, ведь эти люди не симулируют болезнь, а используют реальное заболевание для получения психологической выгоды. Они не умеют получать внимание заботу и поддержку другими способами.

В результате их состояние, естественно, ухудшается. Постепенно история жизни таких людей трансформируется в историю болезни.

- Чаще такой ребёнок вырастает ипохондриком (видит болезнь во всех симптомах).

- Имеет постоянные проблемы со здоровьем, чрезмерную фиксацию на здоровье в ущерб остальным сферам жизни.

- Возможны тяжелые неизлечимые и хронические заболевания.

- Живёт по принципу: «Моя болезнь здесь самая серьезная, и я могу умереть от нее».

Следите за продолжением, расскажу об остальных сценариях.

Исправить свой сценарий вы можете, читая и применяя алгоритмы и инструменты моего канала "С психологией легче". В нём вы найдёте бесплатный курс "Хорошие перемены за 15 минут в день".

--- Хочу хороших перемен---