Найти тему
@uspeh_rebenka

Как помогать подростку справляться с трудностями, не ослабляя его личную силу

При работе с мотивационной составляющей поведения, мы возьмем самый кризисный случай – когда подросток целыми днями сидит в компьютере, слова взрослых игнорирует, проявляет агрессию. Школа, друзья, хобби давно отошло на второй план и удовольствия не приносят.

Конечно, такая симптоматика – это уже зависимость. Чаще всего дети и в школе более-менее проявляются, и компания своя есть. А в большинстве случаев родители создают гиперфокус на проблеме, которой пока что нет. Хотя действовать нужно совсем по-другому – взращивать внутренний интерес активно двигаться в реальном мире. То есть максимально интегрировать в сферы жизни, которые не касаются цифровой среды.

Отмотав назад события прошлого, сразу станет очевидно, что послужило катализатором потери интереса к жизни. А возможно, именно в этот момент подросток задает себе вопросы смысла своего существования и нужен он вообще кому-то в этом мире или нет? И отчаянно ищет ответы.

В переходном возрасте происходит становление формальных операций. Проще говоря, любой тинейджер ведет активные рассуждения, делает какие-то выводы. И смотрите что происходит – травмирующие ситуации в голове создают вавилонские башни гипотез. А негативный опыт подтверждает истинность этих убеждений. Еще проще – если ты каждый день понимаешь, что двигаться в реальном мире бесполезно, то результатов нет, то забиваешь и на себя, и на друзей, и на свое будущее, которое видится очень туманным.

Дальше мы сосредоточимся на том, как помогать создавать и усиливать связи с внешнем миром. Но на этом пути то и дело логическое мышление может подкидывать мысли, что все на самом деле не так. Критическое мышление активно развивается. И переубедить бывает довольно сложно.

В народе все эти сложные конструкции называют «разговоры за жизнь». Взросление - это достаточно сложный процесс, причем скачкообразный. Период относительной стабильности меняется на негативизм, закрытость, депрессивность. Именно в эти моменты критически важно не бросать детей наедине с собой, не наказывать гаджетами. Потому что, они остаются не только без поддержки взрослого, но и без чата. Если тебе не оказывают эмоциональную опеку в семье, то ты находишь ее в компании реальных или виртуальных друзей, сообщества.

Поэтому критически важно присутствие рядом позитивного взрослого, который:

- способен выслушать и показать здоровую модель поведения;

- понять и поддержать, разделить переживания;

- не командовать, а просто показать, что ты сам решаешь и выбираешь.

Самая важная, экзистенциальная тема, смысл переходного возраста – это стремление понять кто я и чего хочу в этой жизни. Сознание пытается разобраться с глубинными базовыми тревогами своего существования. Интересно, что в этот момент ребенок как раз может играть, то есть стараться перебить вот эти чувства.

Подросткам часто кажется, что они вынужденно проживают не свою жизнь. Что внешние условия заставляют их быть не теми, кем они себя считают на самом деле. И с этой проблемой нужно разобраться каждой семье. Потому что именно эти глубинные выводы сначала заполняют мраком душевной боли и безысходности, кажется, что ты выпал из колеи своей жизни, и вынужден «отбывать срок», а дальше просто нарастает потребность все это заглушить. И через год или больше появляются аддиктивные признаки.

Именно поэтому полное ограничение не рекомендуется. Мы обычно не знаем, как действовать при подобных состояниях. Но понять алгоритм просто – сознание попадает в шторм, тебя накрывает волной негатива, с которым ты просто не в силах справится. И начинает колбасить, как серфингиста в океане, что аж сложно понять кто ты и зачем.

В эти моменты нужно в первую очередь сохранять спокойствие и устойчивость. И как бы физически своего ребенка из этого состояния выдернуть, подать руку. Для этого:

- помочь отрефлексировать эмоции;

- помочь сформулировать проблему, которая приводит в тупик;

- переосмыслить ее в решение;

- передать штурвал, действовать придется самостоятельно.

Если в семье не принято общаться в доверительном ключе, или сохраняется симбиотическая связь, то есть взрослый личность ребенка банально не видит, то ты сначала «играешь чужую роль, надеваешь маски, чтобы понравиться», а потом теряешься, уже сам не знаешь, какой ты настоящий. Именно отсюда разрастаются все проблемы. И становятся очевидными именно в кризисный переходный возраст.

Внутренний интерес развиваться в реальном мире просто так не появится. Для этого в сознании должно быть четкое понимание: «кто я?», «куда я иду?», «что мне следует делать», «на что я могу надеяться», «к кому обратиться за помощью».

Очень важный момент – семья с одной стороны поддерживает, но с другой передает ответственность в решении сложностей. Когда ты сам за себя решаешь, то глупо сваливать то, что происходит на других. Очень часто логика простая – «вы во всем виноваты, поэтому я сижу и ничего не делаю». Поэтому чаще говорите: «я помогу разобраться, но решать тебе!» Тогда очень быстро приходит понимание, что бодаться, не с кем.

И происходит разворот в сторону будущего и попыток проектировать свое движение по дороге жизни, становясь личностно сильнее, если опять попадаешь в шторм.

Так линия жизни подростка разделается на прошлое, где ему казалось, что он жертва. И будущее – где ему передают штурвал своего судна, и назначают капитаном своей судьбы.