Продолжается рассмотрение законопроекта о значительном повышении ставки утилизационного сбора на легковые автомобили уже в этом году.
О плюсах и минусах предложения рассказал доцент кафедры управления транспортными комплексами ГУУ Артем Меренков:
«Эта инициатива в первую очередь направлена на поддержку отечественного автопрома, но ее реализация может ударить по карману простых граждан. Однозначной поддержки инициативы нет и среди организаций, например, ассоциация РОАД направила письмо с просьбой перенести введение сбора на 2025 год.
Какой будет новая ставка утильсбора
Министерство прорабатывало динамику повышения утильсбора, исходя из среднего повышения цен на автомобили в последние годы. Наибольший рост ставки предусмотрен в ближайшие годы, затем он будет более плавным.
Сейчас ставка утильсбора на ввозимые новые легковые автомобили с двигателями объемом от 1,0 до 2,0 литров составляет 300 600 рублей.
Шкала предложенных увеличенных ставок выглядит следующим образом:
- с 1 октября — 556 200 рублей
- в 2025 году — 667 400 рублей
- в 2026 году — 800 800 рублей
- в 2027 году — 880 800 рублей
- в 2028 году — 969 000 рублей
- в 2029 году — 1 065 800 рублей
- в 2030 году — 1 172 400 рублей
Предполагается, что сбор ляжет на плечи производителя, а для покупателей он будет компенсирован скидками и акциями. Но получится ли реализовать это на практике – вопрос открытый.
Польза законопроекта
Главная цель инициативы – стимулирование локализации производства.
Повышение утильсбора может стать стимулом для иностранных автопроизводителей к увеличению объемов производства в России. Это означает больше рабочих мест, инвестиций в экономику, а также повышение доступности автомобилей для российских потребителей.
Уже сейчас китайские автопроизводители Chery и Haval демонстрируют готовность к расширению своего присутствия на российском рынке. Chery планирует подписать с Минпромторгом специальный инвестиционный контракт (СПИК) с обязательством локализации трех моделей в Калуге, а Haval инвестирует в складскую инфраструктуру в России.
Сегодня главная задача на авторынке – развивать производство на территории страны. И повышение утильсбора этому однозначно будет способствовать.
Выгода производителей и покупателей
Успешная локализация – залог роста прибылей для производителей, ведь пока конкуренты будут нести убытки и стараться сдержать рост цен скидками, уже локализованные фирмы будут наращивать производство и занимать все большую долю рынка.
Еще одно условие успеха проекта – адекватная ценовая политика тех предприятий, которые уже имеют высокий уровень локализации производства, а утильсбор им возмещает государство. Например, «АвтоВАЗ».
В результате выиграет и покупатель, ведь при снижении затрат на производство и логистику и в условиях конкуренции, вполне возможно, что через пару лет можно будет купить по более доступным ценам.
Повышение ставки утильсбора – вопрос многогранный и требующий предусмотреть ряд факторов, как на стадии разработки, так и на стадии реализации. Получится ли все предусмотреть, чтобы достичь желаемого эффекта – увидим с ближайшее время».
Собственное производство автомобилей – однозначно цель полезная в глобальном плане. Если это еще и приведет к уменьшению роста цен – то и потребители будут довольны. Но пока есть реальные опасения, что ставка ляжет на плечи покупателей, а на новое авто придется копить всю жизнь. Надеемся, что авторы законопроекта предусмотрят механизмы, позволяющие это предотвратить.
А сейчас предлагаем узнать о новостях образования и студенческой жизни: ГУУ и НГАТУ стали партнерами для обеспечения продовольственной безопасности страны, баскетболисты подвели итоги сезона, а мы рассказали о майнинге.