Найти тему

Руководитель «Рудстроя» Сергей Храмов – о строительстве и творчестве

Оглавление

Рудстрой — одна из ведущих строительных компаний Черноземья, работающая в сфере промышленного строительства.  В преддверии Дня строителя мы попросили исполняющего обязанности генерального директора Рудстроя Сергея Храмова рассказать об особенностях работы, достижениях и планах.

Строитель – самая мирная и созидательная профессия, уверен Сергей Храмов. Фото Александра Белашова.
Строитель – самая мирная и созидательная профессия, уверен Сергей Храмов. Фото Александра Белашова.

Без творчества нам нельзя

— Сергей Юрьевич, на каких объектах Металлоинвеста сегодня задействован Рудстрой?

— В текущем году рудстроевцы трудятся, как и обычно, на всех трёх предприятиях компании.  На Михайловском ГОКе ведём строительство второй очереди дробильно-конвейерного комплекса на северо-восточном борту центрального карьера. На ОЭМК завершили грандиозный проект – шлаковую яму.

Сейчас самая активная стройплощадка – Лебединский ГОК, где мы строим новое хвостохранилище. В рамках этого инвестпроекта завершили реконструкцию самого большого в России сгустителя на обогатительной фабрике. В прошлом году — сдали в эксплуатацию сгуститель диаметром 62 метра. А до августа 2026-го будут реконструированы ещё семь сгустителей диаметром 50 метров и два сгустителя диаметром 100 метров.

На фабрике окомкования модернизируем систему газоочистки. Сейчас идёт строительство электрофильтров на первой и третьей обжиговых машинах. Масштабы – колоссальные! Но чем сложнее задача, тем интереснее работать над её реализацией.

— В обывательской среде распространён стереотип, что все действия строителя, мол, прописаны в техкартах, а потому задача работника — просто работать по прописанному алгоритму. Вы с ним согласны?

— Нет, конечно. Строитель – профессия творческая. Бездумное выполнение задания по техкарте, «на автомате» просто невозможно. После рассмотрения проектной документации мы высказываем свои предложения проектировщикам, поясняем заказчику, как сделать работу быстрее, качественнее, менее трудоёмко.

Например, на Лебединском ГОКе мы реконструировали сгустители. Это исполинская железобетонная чаша. Залить прямоугольник из стандартной фанеры из опалубки — одно. Но как выполнить конструкцию диаметром 100 метров с криволинейными поверхностями? Тут нужна креативность!

При этом мы понимаем, что нестандартные решения не дают нам права на ошибку: её цена – задержка в сроках не на один месяц. Поэтому творчество на стройплощадке всегда взвешенное, надёжное, позволяющее достичь нужных результатов.

— Немало таких решений, видимо, пришлось принимать при строительстве дробильно-конвейерного комплекса на МГОКе. Что было самым сложным?

— Монтаж пролетных строений конвейера по борту карьера. В карьере МГОКа глубиной более 300 метров мы по одной линии смонтировали фундаменты. После этого укрупнили металлические конструкции, так называемые фермы, весом под сотню тонн. Затем с помощью нескольких кранов, находящихся на разных отметках, произвели монтаж. И всё это в условиях действующего производства, движущихся большегрузов. Работа настоящих профессионалов.

При возведении дробильно-конвейерного комплекса на Михайловском ГОКе применяют уникальные технологии. 
Фото Владимира Авдеева.
При возведении дробильно-конвейерного комплекса на Михайловском ГОКе применяют уникальные технологии. Фото Владимира Авдеева.

Нашли выход

— Испытывает ли Рудстрой проблемы с закупкой техники и доступом к зарубежным технологиям, оборудованию и комплектующим?

— После уходя ряда зарубежных поставщиков мы какое-то время работали не в полную загрузку. Но сегодня у Рудстроя нет проблем ни с техникой, ни с оборудованием, ни с комплектующими. Помогают коллеги из дружественных стран. Автобетоносмесители, самосвалы, краны мы берём китайского производства. Оборудование, связанное с металлообработкой, процентов на 70 – отечественное, остальное — китайское.

— В качестве не потеряли?

— Нет. Мы очень внимательно изучаем предложения, которые есть на рынке. Оборудование должно работать круглые сутки: это — один из ключевых показателей, влияющих на решение о его приобретении.

Как привлечь кадры

— В последние годы российский рынок труда испытывает серьёзные трудности и с поиском квалифицированных работников. Сталкиваетесь ли вы с проблемами дефицита персонала и текучки кадров?

— Основных производственных рабочих в Рудстрое 1200 человек, из них порядка 700 сотрудников — вахтовики.  К нам едут из всех регионов России, даже из Владивостока.

Недавно на одной их площадок разговаривал с молодой сотрудницей, которая пришла к нам после окончания вуза. Половина её сокурсников работают вахтовым методом в удаленных регионах России, она — осталась. Деньги говорит, те же, а уровень комфорта – выше. Есть ведь разница, когда в одном месте геодезиста вооружают древним нивелиром, а у нас — тахеометром с GPS-системой.

Мы внимательно следим за рынком труда. Средняя зарплата наших работников – около 90 тысяч рублей. Плюс хороший соцпакет, возможности карьерного роста, личного развития, отдыха.

— Рудстрой вслед за Металлоинвестом занимается внедрением риск-ориентированного подхода. Что, на ваш взгляд, необходимо для повышения сознательности сотрудников?

— Охрана труда – один из важнейших вопросов на предприятии.  На каждом сменно-встречном собрании я говорю людям, что они должны вернуться домой живыми и здоровыми. Для этого есть всё необходимое: средства индивидуальной защиты, спецодежда, оснастка механизмов для выполнения работ, качественные рабочие инструменты…

Как повысить культуру безопасности? Гендиректор, в первую очередь, и линейные руководители должны быть примером в исполнении требований ОТиПБ. Плюс доверительное общение с работниками. Я всегда обращаюсь лично к каждому: «Вот ты, Иван Иванович, нужен будешь дома без пальца?». Люди глаза отводят.  Только примеряя ситуацию на себя, человек может осознать важность вопросов охраны труда. Это как раз тот случай, когда на чужих ошибках надо учиться!

Думаем о будущем

— Расскажите о планах развития общества.

— Сейчас мы развиваем собственное производство металлоконструкций. В планах — значительное увеличение объёмов. Для этого необходимо отладить технологический процесс. Также Рудстрой планирует вырасти в численности, в том числе — за счёт вахтовых рабочих. Для понимания: если в 2024 году мы должны освоить порядка 10 миллиардов рублей, то в течение двух последующих лет эта сумма вырастет до 20-25 миллиардов в год. А для этого нужно повысить производительность в несколько раз. Мы привлекаем субподрядчиков, но и они не могут закрыть все наши потребности. Поэтому, да, нам нужны люди: и рабочие, и ИТР.

— Какие качества, на Ваш взгляд, отличают настоящего строителя?

— Во-первых, готовность к созиданию: строитель — это ведь самая мирная профессия! А во-вторых, ответственное отношение к делу. Любую работу рудстроевец выполняет на совесть. Это – наш стиль работы. Всё, что мы построили и произвели, выдержит любые нагрузки.

Елена Филатова