Художник написал более 250 картин с изображением водяных лилий.
В 1914 году Клод Моне переживал один из самых тяжелых периодов своей жизни. Его любимая жена, Камилла, ушла из жизни, оставив глубокую пустоту в сердце художника. Катаракта затуманила его зрение, превращая мир в размытые силуэты, а нестерпимая зубная боль каждый день напоминала о бренности бытия. Европа же с головой погрузилась в пучину войны, и это только усиливало ощущение хаоса и безысходности.
Вскоре его сын Жан должен был отправиться на фронт, что добавляло тревоги и страха за будущее. Необходимые для работы художника предметы — сигареты и уголь — стали дефицитом, что еще больше усложняло жизнь.
Моне удалился в свой личный оазис в Живерни, тихую деревню в 80 километрах от шумного Парижа. Здесь он продолжил сизифов труд, которому посвятил почти два десятилетия: рисовал свои водяные лилии. Этот последний цикл стал колоссальной работой художника, где восход и закат сливались в едином полотне длиной больше 90 метров. После смерти Моне в 1926 году его огромные полотна с изображением кувшинок были переданы французскому государству и стали символом последнего взлета импрессионизма.
Моне приобрел двухэтажный дом в Живерни в 1890 году за 20 000 франков, взяв кредит у своего дилера Поля Дюран-Рюэля. Дюран-Рюэль недавно с большим успехом представил художника на американском рынке, что позволило Моне сделать столь значительное приобретение. "Я в восторге", — писал Моне своему другу-критику Теодору Дюре. "Живерни - чудесное место для меня".
Сразу после переезда Моне принялся за работу, превратив окружающий фруктовый сад в водный рай, который теперь стал его визитной карточкой. Для этого пришлось вырыть огромный котлован и отвести реку Ру на его участок с помощью местных рабочих, которые прозвали своего сурового начальника "маркизом". Для создания уникальной флоры пруда Моне сотрудничал со специализированным питомником и импортировал редкие сорта из Южной Америки и Египта.
Каждый день, стоя перед своим мольбертом, Моне погружался в мир своих водяных лилий, забывая о боли и тревогах. Его кисть танцевала по холсту, создавая шедевры, которые будут вдохновлять поколения художников и любителей искусства. Живерни стал для него не просто домом Моне, но и местом духовного возрождения и творческого подъема.
Сегодня цветочный сад Клода Моне в Живерни воспринимается как идеал французской сельской местности. Но этот райский уголок был не столько природным чудом, сколько тщательно сконструированным пространством: здесь, в этой зеленой обители, Моне мастерски смешивал элементы английских, французских, голландских и японских садоводческих традиций, создавая свой уникальный шедевр.
Особенно значимое влияние на него оказала японская культура: в эпоху расцета японизма студия Моне была заполнена сотнями японских гравюр. Его попытки подражать композициям великих мастеров укиё-э Утамаро и Хиросигэ видны повсюду: в изящных арочных мостиках, перекинутых через пруды, и, конечно же, в знаменитых кувшинках.
Возможно, Моне находился под влиянием буддийского мышления, видя в способности кувшинок превращать грязь в красоту некую живописную метафору? Это остается загадкой. Но даже будучи атеистом, он нашел в своем саду определенный дзен — хотя его попытки запечатлеть эту гармонию на холсте часто приводили к приступам ярости.
Главная привлекательность сада для Моне заключалась в контроле, который он мог осуществлять над каждым его элементом: в течение трех предыдущих десятилетий он пропагандировал живопись на пленэре, отправляясь в мир, чтобы запечатлеть стога сена, девиц в шляпках и туманные морские пейзажи. Но теперь, в Живерни, он привлек мир к себе: каждый цветок, каждый листочек был частью его великого замысла и был подконтролен ему.
Прогуливаясь по этому саду сегодня, посетители будто вступают в живописное полотно великого мастера: кажется, слышен шелест листьев и в воздухе витает аромат цветов, игра света на поверхности воды завораживает. Живерни — воплощение мечты Клода Моне, его личный рай, где природа и искусство сливаются воедино.
Что же заставляло Моне часами трудиться над своим садом? Возможно, это была его страсть к созданию красоты из хаоса. Или же это был его способ найти покой в мире, полном суеты. Как бы то ни было, его сад остается вечным свидетельством того, что даже самые великие художники нуждаются в своем уголке гармонии и вдохновения.
С 1890 по 1926 год Клод Моне создал более 250 картин с кувшинками, погружаясь в мир, где свет и вода сливались в единое целое. Он нашел свою тему, и другой ему уже не было нужно. "Водяные лилии — это только аккомпанемент," — говорил художник. Настоящей же темой была непостоянная, вечно изменчивая вещь под названием свет, который, по словам Моне, менялся в Живерни каждые семь минут.
С возрастом его увлеченность светом только усиливалась. В ранних работах серии "Кувшинки" можно увидеть традиционные элементы пейзажной живописи: тщательное обрамление, линии горизонта, аккуратно прорисованные детали. Однако к 1909 году Моне радикально меняет курс. Ракурс становится более жестким, небо практически исчезает с холста, проявляясь лишь в виде отражений на водной поверхности. "Отражения стали моей навязчивой идеей," — признавался сам художник.
Его монументальные полотна с кувшинками, начатые в 1914 году, стало кульминацией его художественного пути. Эти картины, которые он создавал вплоть до своей смерти, были наполнены слоями краски, размытыми и пестрыми мазками. Эта серия стала настолько новой и революционной, что позже она вдохновила таких мастеров абстракции, как Джексон Поллок и Марк Ротко.
Моне посредством кувшинок создавал целый мир, где свет играл главную роль, эти работы стали гимном изменчивости природы и человеческого восприятия. Каждое полотно было как окно в иной мир, где время текло по своим законам, а свет танцевал на воде в вечном движении.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
• Движение «Искусства и ремесла» (1862-1914): когда дизайн служит для выражения идей
• Женщины-участницы движения «Искусства и ремесла»
• Влияние идей Джона Рескина и Уильяма Мориса на движение «Искусства и ремесла»
• Поль Дюран-Рюэль: человек, который спас импрессионистов от забвения
• 4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗