Правда ли, что изначально станцию хотели назвать по-другому? Почему для строительства выбрали конструкцию без колонн и пилонов? Чему изначально планировали посвятить декор станции? Какие украшения выбрали в итоге? А также - насколько платформа популярна сейчас среди пассажиров? И планируют ли её соединить с новыми строящимися линиями на юге Москвы? Об этом и не только расскажу сегодня.
Быстро, но трудно
Станцию "Тульская" открыли 8 ноября 1983 года в составе участка "Серпуховская" - "Южная". Располагается она под Большой Тульской улицей напротив огромного жилого здания. В народе постройку прозвали "Домом-кораблём" за её невероятные размеры. Существует версия, что на стадии проектирования станция называлась "Даниловской". Якобы в честь исторического наименования местности: Даниловская слобода. Однако на перспективных схемах развития метрополитена разных лет эта информация не встречается. Зато её можно увидеть в специальной советской строительной литературе.
"Тульская" - станция неглубокого заложения. Всего лишь 9,5 метров. В то время как соседняя "Серпуховская" находится уже в 44 метрах под землёй. Поэтому для сооружения тоннелей применяли закрытый способ работ (с помощью щита). А уже саму станцию возводили в котловане. Хотя изначально все платформы на этом участке линии планировали глубокими. Но инженеры посчитали, что так будет сложнее. По своей конструкции "Тульская" односводчатая станция. То есть здесь нет ни пилонов, ни колонн. Такой тип выбрали, потому что строительство платформы получалось более дешёвым и быстрым. В среднем на 3-4 месяца по сравнению со станциями других типов.
Хотя и с открытым способом работ возникли сложности. Например, на перегоне между "Тульской" и "Нагатинской" строители наткнулись на теплосеть. Её пришлось переносить. С возведением станции также имелись проблемы. В советской специальной литературе писали, что предприятия задерживали разные комплектующие для создания котлована. Ко всему прочему, на поверхности, как раз над будущей станцией, располагались корпуса Механического завода Главмосинжстроя. Их требовалось сносить. Однако руководство не спешило вывозить оборудование и освобождать помещения. Но, к счастью, все проблемы удалось решить и "Тульскую" сдали в эксплуатацию вовремя.
Разносторонняя Тула
Проект станции разрабатывали архитекторы Ираида Петухова, Николай Шумаков и Виталий Качуринец. Изначально планировалась, что тематика отделки будет посвящена Великой Отечественной. В торцах платформы хотели разместить панно, которые бы отражали статус Тулы, как города-героя. Однако по каким-то причинам воплощать в жизнь этот замысел не стали. В итоге отделку решили посвятить теме тульских умельцев, оружейников и кузнецов.
Путевые стены выложили разноцветным мрамором. Его оттенки меняются от светло-жёлтого и до практически чёрного с белыми прожилками. Чтобы закрепить буквы с названием станции, сделали специальную нишу. Такое решение чем-то напоминает декор "Бабушкинской". Чуть выше располагается белый фриз с геометрическим узором. Исследователи архитектуры говорят, что это такая отсылка на знаменитый "Тульский пряник". То есть орнамент на формах для выпекания традиционного варианта лакомства.
Больше всего на станции привлекают внимание светильники. Первоначально их планировали сделать менее массивными и более стандартными на вид. Однако в итоге выбрали необычное решение - квадратные подвесные металлические люстры, которые установили так, что их форма напоминает ромб. В них находятся длинные люминесцентные лампочки. Всё это вместе даёт интересное освещение. Пол станции украсили розово-серым гранитом. По центральной оси платформы разместили деревянные парные скамейки. Там же установили конструкции с навигацией. Решение чем-то напоминает аналогичное на станции "Аэропорт".
Нужная и популярная
В итоге получилась весьма оригинальная станция со своей интересной идеей оформления. "Тульская" имеет два выхода на поверхность. Но в отличие от некоторых других станций этого участка, наземного вестибюля у неё нет. Всё встроено в подземный переход. С точки зрения количества пассажиров станция весьма загружена. Ей пользовались, по данным на 4-й квартал 2023 года, 69 тысяч человек в сутки.
В принципе место довольно оживлённое. Здесь находится Арбитражный Суд города Москвы, торговый центр "Ереван Плаза", Даниловский рынок. Помимо этого, тут весьма крупный транспортный узел. Пересекаются 5 маршрутов трамвая, множество автобусов и электробусов. Ко всему прочему неподалёку находится железнодорожная платформа Тульская Павелецкого направления. Поэтому большое количество людей, которые пользуются станцией, вполне логично.
Планировали, что в будущем на "Тульской" появится переход на новую линию. Однако ни Бирюлёвская, ни Троицкая ветки не будут иметь пересадку на станцию Серпуховско-Тимирязевской линии.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!