Яндекс категорически против каких либо махинаций клиента с доставщиком без его участия. Я о тех ситуациях, когда клиент напрямую просит курьера о какой-нибудь услуге, не через приложение. Так сказать мимо кассы.
С одной стороны яндекс прав. Нельзя! Ведь это действительно может быть чревато последствиями для курьера - например нет никаких гарантий что клиент в итоге оплатит оказанную услугу. Ну и во вторых - яндекс же тогда ничегошеньки не поимеет! Обидно же! Поэтому - низзя!!!
Ситуации могут быть разные. Например клиент, получив свою доставку, может вас напрямую попросить что-то доставить обратно отправителю. Ну допустим у них там какой-то бартер, и он должен чтото отправить взамен. А спрос на доставку неожиданно вырос. Поэтому он решил дождаться курьера и через него, напрямую отправить свою посылку. Тут пострадает только яндекс, оставшись без своего гонорара. А курьер не факт, что подучил бы от Яндекса меньше, чем предложил ему клиент.
Или допустим такая знаменитая просьба:
- Пожалуйста заедите по дороге в магазин. Купите пару бутылочек беленькой. В магазине наберите мне, я скажу какое взять. Я вам денежку отдам! - звонит клиент курьеру.
Казалось бы ничего странного и страшного в этом нет. Ну бывает... Тем-более спиртное заказать доставкой через приложение не всегда возможно. Почему бы и не заехать? Но очень часто, по приезду в магазин следует очередная просьба:
- Выручите пожалуйста, там же есть какой-нибудь банкомат... - ну а дальше вы наверное уже сами знаете.
Клиент может вам обещать золотые горы по приезду, ссылаясь на экстренную ситуацию и якобы невозможность самому дойти до ближайшего банкомата. А по факту окажется, что на адресе получателя нет никакого жилого дома. Только какая-нибудь трансформаторная будка!
И ведь многие курьеры до сих пор на такое клюют! Но яндекс же предупреждает, что нельзя! Никаких дел без его участия!
Конечно иногда случаются и бонусы от клиентов за подобные просьбы. Но за все время работы на яндексе, они были весьма незначительны.
К примеру, клиент указал свой адрес с погрешностью в несколько километров. Конечно же он это в итоге понимает, но спешить на указанное место получения своего заказа совсем не желает. Ведь проще просто попросить курьера доставить заказ по другому адресу... Но курьеру то никак не проще - ему по-любому надо будет посетить указанный в приложении адрес, чтобы завершить заказ.
- Да, я всё понимаю. Я вам компенсирую...
Или возьмем тот самый вариант с заездом за сигаретами или пивом. Без всяких банкоматов, конечно. Вроде бы и по пути, но если учесть маневры с парковкой, очередь в магазине, поиск нужного магазина... Всё это тоже время... Конечно клиент это тоже понимает и обещает компенсировать.
Но как правило, компенсация во всех этих случаях, за редким исключением, не превышает и сотни рублей. В общем не стоит оно того, чтобы нарушать правила Яндекса. В первом случае можно вернуть заказ через поддержку отправителю, указав неправильные координаты получателя. И получить при этом двойной гонорар, что в любом случае будет выгодней компенсации от клиента. А во втором случае - просто сэкономить пол часа, игнорируя просьбы клиента. И за эти пол часа заработать намного больше той самой компенсации...
Но это всё уже зависит от курьера, и от человека в целом. Лично я пока что не научился решительно отказывать в просьбах, и всегда стараюсь войти в положение, и пойти человеку навстречу. (Конечно же без вариантов с банкоматами))
А вот когда дело касается здоровья, отказать человеку тем-более сложно! Ситуация была следующая:
За окнами поздний вечер, практически ночь. Поступает заказ из круглосуточной аптеки. Еду.
- По этому заказу у нас нет в наличии сиропа от кашля. Но мы уже связались с клиентом. - с этими словами сотрудник аптеки выдала мне заказ.
Ну мне то по идее без разницы. Мое дело просто доставить и получить свой гонорар, который абсолютно не зависит от состава данной посылки. Подтверждаю получение и выезжаю к клиенту. Звонок:
- Здравствуйте. Вы сейчас везете мне заказ из аптеки... - судя по голосу клиентки складывалось и впечатление о ней. Сиплый, грубый, с хрипотцой, присущий какой-нибудь пожилой портовой фее из фильмов про пиратов. Ну или представительнице древнейшей профессии на какой-нибудь трассе в далекой глубинке. Или путане по имени Мерлин из знаменитого фильма брат-2:
- Да. Буду примерно через 10 минут. - глянув на навигатор говорю я.
- Вы знаете, мне позвонили из аптеки и сказали что у них там не было сиропа от кашля. Может по пути будет какая-нибудь еще аптека? Можно вас попросить заехать?
- Я конечно буду подглядывать по сторонам, но вряд ли что-то будет по пути. - я конечно не плохой человек. Но все же первое впечатление накладывает свои директивы. И в данном этом случае мне представлялась нелицеприятная картина:
Заказчица с сигаретой в одной руке и бутылкой пива в другой, открывает мне свою общарпанную, с висящими лохмотьями дермантина, дверь квартиры. Внутри туман от сигаретного и не только дыма. Запах перегара, с нотками кошачьих испрахнений спирает дыхание. Громко играет музыка, а откуда-то с кухни, раздаётся многоголосый пьяный гомон отдыхающих людей...
Да и на самом деле, какая может быть аптека по пути в час ночи? Ехать то там всего было три километра.
- Ну если будет вдруг... Заедите пожалуйста, купите. Я вам деньги отдам.
- Ну если вдруг увижу, заеду. - без особого желания ответил я.
И ведь я действительно по ходу движения начал выглядывать по сторонам вывески с зелеными крестами! Вот ведь гребаный характер! Долбанная сентиментальность!!! Мысли начали плавно переходить в другое русло:
А вдруг действительно ей очень нужен сироп? Вот где она его еще сможет купить? Это же ей придется среди ночи одеваться и ходить по всему Дмитровскому району в поисках работающей аптеки... Да, пусть с бычком в одной руке, и бутылкой в другой, но на улице же ночь! А может у неё там ребёнок не может уснуть из-за кашля? Не говоря уже о громкой музыке и пьяными репликами из кухни... Он то не виноват! Но кто еще как не я способен ему помочь???
Тут же в памяти всплыла знаменитая фраза из старого мультика:
- Да, Бамбино! Это нехорошие люди! Но у них могут быть прекрасные дети, которые тоже любят цирк!
В итоге на очередном светофоре я вбиваю в навигатор круглосуточные аптеки по близости. Кроме той, из которой я вёз заказ, ближайшая была в двух с половиной километрах от меня. А до клиентки оставалось всего каких-то 600 метров...
Где-то на периферии сознания, мне вдруг послышался детский сухой кашель и следом тихий, криплый плачь, едва слышный из-за громких разговоров с кухни. А над детской кроваткой, словно перьевые облака под потолком, клубился густой сигаретный дым...
Перестраиваю маршрут и еду в аптеку...
- Вам какой сироп? Я сейчас в аптеке. - звоню заказчице.
Своим прокуренным голосом она говорит мне название сиропа. Уточняю, для кого, для детей или взрослых. Для взрослых - отвечает она. Ну слава богу, мои чудовищные предположения не сбылись. Ладно уж, все равно уже заехал. Покупаю.
Надеюсь, у неё будет 560 рублей, чтобы вернуть мне за этот сироп. А если нет? Поздно. Ставки сделаны... На какую-то благодарность я даже не рассчитывал, опять же основываясь на сложившихся у меня в голове мыслеобразах. Да и бог с ним. Хоть плюсик в карму заработаю. Не в водку же они этот сироп для вкуса добавлять будут! А здоровье - святое. Так что не зря я так поступил...
Вопреки моим ожиданиям, дверь квартиры оказалась весьма аккуратная. Даже я бы сказал очень симпатичная и современная.
И даже звонок исправно работал. А дальнейшие события напрочь сломали все мои представления о клиентке!
Дверь открыла очень милая и ухоженная девушка. Из квартиры доносился нежный и очень приятный аромат хорошего парфюма. А воздух был кристально чист, и ни о каких облаках сигаретного дыма не могло быть и речи. И никаких пьяных посиделок под огромную музыку! В чистой и со вкусом обставленной прихожей стояла тишина...
- Спасибо вам огромное! Выручили. - голосом лысой путаны из фильма "Брат-2" - промолвила девушка.
Картинка перед глазами ни как не сочиталась с озвучкой, что конечно же трудно было не заметить по моему лицу. Я реально был немного в шоке от этого несоответствия.
- Только не смейтесь пожалуйста. Сама знаю. Даже не представляю как завтра с таким голосом на работу пойду. - улыбнулась она.
- Да уж. Судя по голосу я вас представлял немного по-другому. - в ответ улыбнулся я.
Конечно же я не стал приводить примеры своих предположений, да и она, слава богу, не стала интересоваться.
- Сколько я вам должна? Сейчас переведу.
- 560 рублей. Вот. - я протянул ей заказ из аптеки, купленный сироп, и чек за этот сироп. При этом еле сдерживая рвущийся наружу смех то полного несоответствия увиденного с услышанным. Ну что я мог с собой поделать? - очень уж комично звучал из уст прекрасной белоснежки, сиплый голос умирающего с похмелья гоблина.
- А за то что заехали, сколько вам скинуть?
- Да перестаньте! Там прям по пути была аптека. Не надо...
- Ну ладно, диктуйте номер, сейчас переведу.
Продиктовав номер и пожелав скорейшего выздоровления я погрузился в лифт. Смс о переводе на карту, настигло меня уже на первом этаже. Тысяча рублей... Было неудобно, но чертовски приятно.