Россия начала «хантить» ценные зарубежные кадры теперь уже на официальном уровне. Владимир Путин такими вещами не шутит, а его поручения вроде как обязательны для исполнения. Как из этой ситуации будет выкручиваться Совет по науке и образованию, которому поручение и адресовано, не слишком понятно. Зато известны причины этой беды – массовый исход из страны с началом спец операции молодых специалистов, из которых немалая часть все же предпочла остаться релокантами.
Без бумажки ты ***, а с бумажкой – человек!
Подсчитано, что за границу в панике сбежало порядка 650 тыс. человек. Данные наверняка не точные, но важен их источник – это статистика запросов на визы, а также сведения из миграционных служб стран, с которыми у России безвизовые отношения. Проблема в том, что уезжали соотечественники в предчувствии ужаса планетарного масштаба, лишь бы подальше от Родины. Но прошло некоторое время, ничего не случилось, а визы стали заканчиваться.
Иностранцам везде рады только в качестве туристов с толстыми кошельками, которые через неделю-месяц уедут домой. А если хочешь задержаться подольше – изволь оформить соответствующий юридический статус. Беда в том, что если за тебя не похлопочет местный работодатель, то сделать это будет совсем непросто. А без документов ни на работу устроиться, ни проблем с законом не избежать.
Как пример беды, в которой оказались релоканты, приводится ситуации в Турции. До 2022 года здесь россиянам без особых проволочек выдавали вид на жительство, особенно если те при деньгах. Но с января 2023 года пошла волна отказов, и продлевать уже выданные документы турки не спешат. Местные органы решили драть с бедолаг три шкуры и на ходу изобретали новые условия для получения вожделенного документа. Для большинства релокантов это оказалось неприемлемо.
Три орешка для новых Золушек
Помимо просроченных документов возникла банальная проблема отсутствия денег. Бежали хоть и не в одних трусах, но налегке, не продумав как следует вопросы проживания и заработка на чужбине в длительной перспективе. А цены за границей кусачие, а на работу их брать не спешат, либо не собираются платить так, как все эти молодые IT-шники получали в Москве. Когда припекло так, что уже с помойки питаться стали (и это не шутка), пришлось смирить гордыню и возвращаться домой.
Спец операция привела к вводу небывалого количества санкций, а из-за них сильно ухудшилась жизнь… в тех странах, куда и побежала российская молодежь. Не везде, но много где. И вместо «цветущего сада» старика Борреля релоканты оказались на обочине жизни, с условиями много хуже, чем некогда дома. А перспективы и вовсе печальные, поэтому желающих закрепиться и начать новую жизнь в итоге оказалось много меньше, чем изначально.
Что совсем плохо для россиян – местные их ненавидят просто за происхождение, за наличие паспорта России. Не помогают ни демократические или вовсе либеральные взгляды, ни искреннее желание ассимилироваться. Это у кого оно вообще было – многие надеялись просто отсидеться за границей, спрятаться от мобилизации. Туземцы закономерно видят в понаехавших конкурентов за работу и место под солнцем, а поскольку экономическая ситуация ухудшается, им все больше не рады. Еще один аргумент для возвращения в Россию.
Потери государства неизбежны
Получается парадоксальная на первый взгляд ситуация. Большая часть уехавших так и не стала релокантами, помыкались два года, и потихоньку возвращаются, поджав хвост. Хотя здесь их на самом деле ждут с распростертыми объятиями, и сетуют, почему так мало вернулось. Объяснение простое – кадровый голод. Даже тысяча молодых специалистов, которые осели за рубежом, это удар по российской экономике. Поэтому президент вовсе не случайно санкционировал «охоту за головами» среди иностранцев. Кадры нужны, как никогда ранее.
По оценкам Минтруда, к 2030 году дефицит квалифицированных кадров в стране может достичь 2,4 млн человек. Сюда входят представители всех профессий, многим из которых просто перестали обучать – вузы выпускают все меньше специалистов. Сейчас бизнес конкурирует между собой за ценные кадры, но проза жизни такова, что большинство российских компаний жизнеспособны только при наличии сравнительной дешевой и при этом исполнительной рабочей силы. Соответственно, многие из них разорятся, а выжившие будут брать на работу только самых лучших.
Релокация стала частью серии демографических волн, захлестнувших Россию в период с 2012 по 2032 годы. Ничего хорошего ждать не стоит – количество трудоспособной молодежи сократится примерно на треть. Тогда как пенсионеров станет больше на 50%. Такой перекос в числе рабочих рук и умов неизбежно ударит по экономике. Это произошло бы и без релокантов, но из-за данного явления страна потеряла еще больше. Поэтому надо еще шире распахнуть объятия и соловьями зазывать уехавших обратно.