Дмитрий Ростовцев помещен в СИЗО, его подозревают в мошенничестве на сумму 2,5 миллиона рублей. Главный врач Челябинского областного центра онкологии и ядерной медицины, по версии следствия, имел умысел на совершение мошеннических действий с целью хищения.
Следствие полагает, что с целью реализации своего преступного умысла Ростовцев со своими соучастниками (другими врачами онкоцентра) использовал штатные единицы хозяйственной части для фиктивного трудоустройства сотрудников, чтобы в последующем получать их заработную плату.
Врач — это благородная профессия, которая требует от человека высшего уровня этического развития. Поэтому регулярность, с которой врачи оказываются за решёткой, просто пугает.
Есть такое понятие в юриспруденции — «правовой нигилизм». Одним из его видов является нигилизм философский, который не связан с отсутствием правовой культуры, скорее наоборот — человек вполне может иметь высокий уровень правовой культуры, которая проявляется в его обыденной жизнедеятельности и обращении с другими людьми, а когда дело доходит до решения совершать законный поступок или противозаконный, такой субъект не имеет каких-то этических «стопов», так как право для него — лишь инструмент, который он использует в своих интересах.
Ситуация, когда главный врач легко переступает закон, к сожалению, не является редкой. Вспомним дело «Сушкевич и Белой», когда врачи пошли на убийство новорожденного, чтобы не ухудшать статистику больницы. Можно вспомнить целую группу врачей, которая раздавала запрещенные препараты пациентам и тоже попалась на этой деятельности.
В данном деле нет никаких сомнений, что врач осознанно шел на совершение преступления, при этом втягивая в это своих коллег. Конечно, для формы мы должны исходить из презумпции невиновности, дескать пока вина не доказана и не вынесен приговор, мы считаем, что Дмитрий Ростовцев не совершал преступление.
Но посмотрите на эту ситуацию уже в том контексте, в котором она есть. Челябинский областной онкоцентр — это видная больница. Челябинск — город-миллионник, а Челябинская область — отнюдь не дотационный, депрессивный регион. Это цветущая область, где развита промышленность и металлургия. Деньги в региональном центре есть, поэтому предположить, что главный врач Дмитрий Ростовцев был доведён до финансового отчаяния, не получится. Нет, он (предположительно) совершил это преступление не по причине острой необходимости, а потому что была возможность. Была уверенность, что не накажут. Чем не правовой нигилизм, безусловно, грамотного человека?
А теперь представьте, что могут делать врачи с очевидным криминальным мышлением! Будут ли они действовать в интересах пациентов или в первую очередь будут отстаивать свои?
Мне доводилось не раз сталкиваться в судебной практике с врачами: всегда грамотная речь, высокомерное поведение и полная уверенность в том, что их действия безупречны.
Такие же истории, как с Дмитрием Ростовцевым, раскрывают истинную сущность и уровень этики наших врачей. Что с этим делать? Вопрос по-настоящему убийственный, так как видится только очень длинный путь, который основан на образовании, просвещении, прогрессе всего общества, ведь проблемы осознанного и мотивированного правового нигилизма проникли во все решающие сферы общества, во властные структуры и в правоохранительные органы, в систему образования... Тут уж не получится ругать отдельно взятого человека или группу людей, у которых находится власть сейчас. Тут проблема всего народа.
p.s.
комментарии оставляю открытыми, так как врачи своими замечаниями лишь докажут, что проблема культуры в сфере медицины налицо.