Здравствуйте!
*Ремарка. Эссе было написано мной около 3-х лет назад, некоторые высказывания могут показаться чересчур эмоциональными и с яркой субъективной оценкой. Простите за это!
Ну-с, приятного прочтения!!!
“Вредный утешитель» Горького: миф или реальность?Максим Горький - это автор, рассматривающий в своих произведениях острые вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Горькая правда или сладкая ложь; веря в себя или в Бога; в чём смысл бытия? В данном эссе я обращусь к проблематике лжи и правды.
Образ “вредного утешителя” я рассмотрю на примере Луки из произведения “На дне”. Образ Луки в драме Горького «На дне» впрежнем и современном горьковедении имеетпротивоположные трактовки. Одни исследователи считают Луку «шарлатаном гуманности»,«лукавым успокоителем страждущих, жаждущих забвения во лжи». С их точкизрения, «проповедник утешительных иллюзийприносит только вред». Другие горьковеды утверждают, что «Лука создаёт в ночлежке атмосферу человечности». и что«его мораль целиком укладывается в границыхристианской этики».
Я придерживаюсь первой точки зрения. Лука - это обманщик, который несёт опасность в ночлежку. В изображении Горького именнотерпению, милосердию, но не истине отдаётЛука предпочтение. «Правды он… не любил,старик-то. Очень против правды восставал», –говорит о Луке Клещ. Лукавообще уверен, что «не всегда правдой душувылечишь», и рассказывает ночлежникам историю о человеке, поверившем в «праведную землю». Вера поддерживала человека в тяжёлыеминуты жизни. Правда учёного, разрушившеговеру в эту землю, убила его. Идейный смыслпритчи заключается в том, что правда не нужна,ею не проживешь, она убивает.
Однако здесь возникает диссонанс. Слова Луки, его ложь, тоже убивают жильцов ночлежки. Рассказ «занятного старичишки» убеждает,что «праведной земли» нет. В четвёртом актеКлещ, принявший участие в обсуждении речейстарика, заявляет: «Поманил куда-то … а сам –дорогу не сказал». Про дорогу спрашивал Лукуи Актёр. Но города, в котором находится бесплатная лечебница для алкоголиков, старец таки не назвал. Клещ в конце остаётся “на дне”, а Актёр, хотя и смог выбраться из ночлежки, сделал это не благодаря красивым речам “вредного утешителя”.
Лука осознаётся гуманным праведником лишь при поверхностном прочтении текста. Прочитывая “на дне” повторно замечаешь, что Горький стремится развенчать этот его образ и прибегает к богатому арсеналу фольклорно-мифологическоготворчества.Показательны в этомотношении отмеченные номинации героя:«старец лукавый», «шельма», «шарлатан». Отсюда возникает связь его имени со значением многих пословиц «Правдивому мужу лукавство не под нужу»; «Вся неправда от лукавого»; «Нашему Луки и чёрт с руки, что значит – Лукеи чёрт свой».
Вместе с тем следует заметить, что порой за словами лукавого старца стоят определённого рода расчёты. В частности, в рассказе о беглых каторжниках, которым Лука помог ласковым словом, он заявляет «Не пожалейя их – они бы, может, убили меня… али ещёчто». Луке, таким образом, свойственна затаённая хитрость.
Лукавый – это нетолько хитрый, скрытный, но и двуличный,криводушный человек. В поведении Луки порой действительно проявляются эти качества,что объясняется стремлением Горького «снизить» образ героя, доказать, что это не такой положительный персонаж, каким он кажется на первый взгляд. В эпизоде разговора Анны и Луки нам важно заметить ремарку. “ (Смеётся дребезжащимсмехом)». «Дребезжащий смех»Луки сближает его с чем-то нечистым, дьявольским.
В этом отношении важен и другой эпизод. Вразговоре с новым постояльцем Наташа называет его добрым дедушкой: «Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?» Лука отвечает: «Добрый, говоришь? Ну… и ладно, колитак». Здесь Лука как бы снова выражает сомнение в своей доброте. Ещё несколько эпизодов с Анной доказывают неискренность Луки, его неверие в собственную философию. Он “Встаёти уходит в кухню быстрыми шагами”, как бы отмахиваясь от больной женщины. Затем он усмехается над ней, когда она обрела веру в возможное своё выздоровление. «А… может… может, выздоровлю я?Лука (усмехаясь). На что? На муку опять?»
Сам Горький в очерке «Лев Толстой» пишет: «Все русские проповедники, за исключением Аввакума и, может быть,Тихона Задонского, – люди холодные, ибо веройживой и действенной не обладали. Когда я писалЛуку в «На дне», я хотел изобразить вот именноэтакого старичка: его интересуют «всякие ответы», но не люди; неизбежно сталкиваясь с ними,он их утешает, но только для того, чтоб они немешали ему жить».
Таким образом, ответ на вопрос “Вредный утешитель» Горького: миф или реальность? становится очевидным- реальность. Горького не устраивала «утешающая ложь»,которую Лука использовал как своё главное оружие. Своё недоверие к Луке автор и попытался выразить системой ремарок,раскрывающих характер героя, его поведение. Более того, он сам лично высказался об этом лживом старичке, не оставив никаких сомнений для размышлений. Резюмируя всё вышесказанное : Лука - это “вредный утешитель”.
Ремарка #2* Кроме того, сейчас мои мировоззренческие постулаты изменились: Лука – утешитель, но жизнь так противоречива, что язык не поворачивается назвать его «вредным».