Найти тему
ПРО&ПЕРЕживание

Сестринство против патриархата

Оглавление

Само слово “патриархат” в нашем обществе коннотируется очень по-разному. И тут, если перефразировать нетленное - смысл принадлежит слышащему. В зависимости от опыта, который довелось приобрести, и точки зрения, или, как сейчас часто говорят - оптики - в этом слове можно услышать либо оттенки фундаментальности и надежности, в некотором смысле незыблемости, либо приговор женщине в мире мужчин - безнадежность и даже беспросветность.

Всякий раз, чтобы понять, откуда что взялось, полезно определиться в терминах. “Патриархат” в дословном переводе - власть отца. Иными словами, речь идет о том типе общественного строя, при котором власть и общественные привилегии принадлежат мужчинам. Что же касается женщин, то они в патриархате занимают подчиненное положение, а инструментами контроля выступают общественные институты.

Итак, в чем же на практике реализуется патриархальный способ жить, если смотреть на этот феномен глазами социального психолога или антрополога 🔽

Мужской контроль.

Мужчины принимают все ключевые решения как в обществе в целом, так и в семьях. Они также занимают большинство властных должностей. Женщине отводится роль (а если выражаться честнее, то функция) обслуживающего персонала, и да, приводящая к той самой объективации, против которой выступает феминистское движение. И речь не только и не столько о домашней работе, хотя и о ней, безусловно, тоже. Патриархальный уклад превращает женщину в инструмент удовлетворения эмоциональных потребностей мужчины:

“Ты женщина, поэтому ты ДОЛЖНА - рожать (независимо от твоего желания), быть привлекательной для меня, поддерживать уют”

и так далее. А чтобы на корню пресечь любое сопротивление и попытки заявить о своих желаниях и интересах, используется невообразимый по своей манипулятивной влиятельности эвфемизм “предназначение”. Ведь, и правда, раз это все женщине предназначено судьбой, ну как тут возразишь?

Мужская идентификация.

Из-за распределения власти в обществе, мужчинам важно определять себя через стереотипно мужские качества и вещи: физическую силу, рациональность, любовь к технике. И упаси бог мужчине проявить чуткость или мягкость, доброту или отзывчивость. Такие модели поведения стигматизируются и мгновенно ведут к снижению социального статуса человека, их проявляющего. Логика в том, что все эти качества рассматриваются как феминные, а следовательно - их носитель сразу же делает несколько шагов вниз по лестнице социальной иерархии.

Фокусировка на мужчинах.

Они становятся главными героями фильмов и книг, мужчинам отводится ведущая роль в культуре. Из-за этого создается ошибочное впечатление, будто мы живем в мире, в котором все значимое сделано мужчинами. В современном мире отказ от патриархального взгляда на мир ведет к формированию более сбалансированной репрезентации мужчин и женщин, и это проще всего увидеть на примере продукции Голливуда - сюжеты все большего количества фильмов посвящены женщинам, их жизни, их чувствам. Искусство становится более восприимчивым к разнообразию в обществе по самым разным критериям - гендеру, цвету кожи, религиозным воззрениям, сексуальной ориентации и т.д.

Гендерный дуализм.

Природа патриархата исключительно социальная и неразрывно связана с жёсткой закрепленностью определенных ролей и характеристик за каждым гендером. В такой системе за мужчиной с рождения закреплена роль лидера, женщинам же отводятся обслуживающие функции. И этот аспект патриархата значит гораздо больше, чем можно предположить на первый взгляд - фактически, для женщин это означает, что она “от рождения” обречена оставаться лишь объектом решений мужчин, и способа это преодолеть не просматривается.

В ответ на эту безрадостную картину естественным образом рождается вопрос, а точнее два - насколько общество сейчас далеко (как хотелось бы думать) от канонического патриархата, и что могут предпринять женщины, чтобы преодолеть его рудиментарные отголоски?

Строго говоря, праздновать победу пока несколько преждевременно, однако, нужно признать, что постепенно древний «классический» патриархат трансформировался в современный, который некоторые феминистки называют «неолиберальным». Общество подчинилось рынку и допустило те женские права и свободы, которые были выгодны капиталистической системе, — например, женщины стали работать наравне с мужчинами.

Хотя, когда мы говорим “общество”, нелишним будет добавить - какое именно, поскольку разрыв в достижениях феминизма зависит от общественного уклада, от гендерной политики, которую через свои институты и медиа транслирует то или иное государство, а в авторитетных изданиях то и дело публикуются рейтинги государств по такому параметру как гендерное равенство, где лидируют, как правило, скандинавские страны.

Что же в этой ситуации могут сделать женщины, далекие от мистического мышления, и готовые бороться за свои права и преодоления патриархальной парадигмы? На самом деле, очень многое, и достижения стран, возглавляющих те самые рейтинги, о которых уже шла речь, основываются именно на том, что долгая и непреклонная борьба женщин за свои права со временем дала свои плоды, хотя далеко не сразу, и их путь вовсе не был усыпан розами.

Женщинам, борющимся против таких социальных стереотипов (помните про предназначение? так вот) как:

“Женщины с детства приучены заботиться о других, и это — их женский долг”, “Материнство — базовая потребность женщины”, “Домашние дела — не мужская забота”, «Правильной» женщине не нужна карьера”

противостоят организации вроде признанного в России экстремистским “Мужского государства”, чьи идеи вроде легализации изнасилований и отмены алиментов звучат как радикалистские даже в сравнении с каноническим патриархатом.

Сегодня все чаще в контексте женского активизма звучит слово “сестринство” или “братство сестер”, как часто говорят сейчас в России. Этот новый (или по-новому переосмысленный) тип отношений внутри женского сообщества лёг в основу нынешней, четвёртой волны феминизма, которую можно свести к слогану «социальные сети, мировой охват, эмпатия». В сестринстве много граней - это и отношение друг к другу, где соперничество уступает место поддержке и единению, и право сказать “Я хочу”, и стоять на этом, ощущая поддержку единомышленниц.

Это право быть услышанными.
Повторимся, как когда-то уже говорили, это
право женщины БЫТЬ.

Наш ТГ-канал.