Найти тему
Прасент

Филологический анализ рассказа «Однажды осенью» М. Горького. Часть 2.

Первую часть читайте в канале.

Жанр этого текста - рассказ. Признаки, по которым можно строго определить жанр произведения: 1) небольшой объем, 2) изображено одно событие из жизни героя, 3) небольшой хронотоп повествования, 4) малое кол-во персонажей.

Поскольку текст считается автобиографичным, авторская позиция определяется довольно очевидно: она совпадает с позицией гл. героя. Наташа для него человек стремящийся к развитию, полный любви, сострадания, чести и ясности ума, несмотря на своё бедственное положение. Однако революционно настроенный в те годы писатель уверен в том, что Наташа не готова стать чем человеком, который перевернёт социальный строй России. Даже смерть героини расценивается им лучшим исходом её судьбы. Последний абзац текста наставляет читателей на глубокие философские размышления: а нужен ли переворот в России или это только затуманит сознания людей?

В рассказе три героя: главный герой, Наташа и её любовник, о котором мы узнаём со слов самой Наташи.

Гл. Герой - бедный, молодой человек 17-ти лет. По своей натуре он философ, романтик, который чутко чувствует природу, тонко ощущает настроения людей, но врёт сам себе и читателям о своих революционных настроениях. Да, он читает книги о соц. Переворотах, но признаётся, что “читал разные дьявольски мудрые книги, глубина мысли которых, наверное, недосягаема была даже для авторов их”.

Наташа - ровесница гл. Героя, смелая, сильная и готовая бороться героиня. Она не размышляет о революции и переворотах, скорее всего эти темы никогда не обсуждались ею. Она говорит о побоях, о том, что думают люди, но при этом именно она встала на путь становления ницшеанского сверхчеловека. В тексте она даже косвенно называется святой (последний абзац построен по житийным схемам), т.е равной Богу.

Её любовник, булочник - второстепенный герой. Он не является центром сюжета, но помогает его развить. Благодаря взаимоотношениям между ним и Наташей мы понимаем, что она не сдается и пытается противостоять ему.

В тексте мы выявили несколько знаков: во-первых - это сама Наташа ещё до знакомства с главным героем: “скорченную на земле фигуру в женском платье, мокром от дождя и плотно приставшем к склонённым плечам. Остановившись над ней, я присмотрелся, что она делала. Оказалось, она роет руками яму в песке”. Образ, созданный автором, напоминает смерть или героиню, которая роет себе могилу. В конце рассказа так и не становится ясно умерла Наташа или нет, возможно, прочитав этот знак, мы должны понять, что героине осталось жить недолго. Во-вторых, ситцевый платок на голове Наташи. Этот знак, который ещё и является маркером эпохи, можно расценивать как революционность героини. Она пытается изменить мир, она - воплощение революционных идей. Эта трактовка складно сочетается с идеей о том, что Наташа - сверхчеловек, а точнее человек, вставший на путь рождения сверхчеловека. И, наконец, в-третьих - рыжие усы любовника Наташи. Безусловно рыжий цвет вызывает ассоциации с Иудой, предателем, которым как раз является булочник.

В тексте присутствуют отсылки на древнерусскую житийную литературу. В основном это проявляется с точки зрения построения текста - синтаксиса: “Если она уже умерла — как это хорошо для неё! — в мире да почиет! А если жива — мир душе её! Да не проснётся в душе её сознание падения… ибо это было бы страданием излишним и бесплодным для жизни…”. Сложные конструкции с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью. Употребление устар. Форм предлогов “ибо”, частицы “да” и “же” выступают в роли союзов, что тоже характерно древнерусской письменности - так называемый приём “нанизывания” предложения одно на другое. Кроме того, Наташа произносит словосочетание “Окаянная жизнь” - что сразу же переносит сознание читателей в древнерусскую письменность. Отсылки на исторические явления прослеживаются в мыслях главного героя: он мечтал о соц. Перевороте.

Внесюжетные элементы в тексте - это размышления гл. Героя о Наташе, о соц. Устройстве, о положении человека в обществе. Они ещё больше погружают читателей в философию автора. Кроме того, пейзажные зарисовки, тоже являющиеся внесюжетными элементами, играют важную роль. Они создают атмосферу хаоса, страха и неопределённости, которая царила в обществе того времени.

Языковые особенности текста заключаются в опоре на древнерусскую письменность, особенно ярко прослеживающуюся в конце текста. Интересно отметить, что рассказ наполнен односоставными предложениями или двусоставными неполными, что создаёт впечатления импровизированного текста. Читатель, будто слушает историю незнакомца прямо сейчас, в реальном времени.

Рассказ “Однажды осенью”, на мой взгляд, это не самое сильное произведение М. Горького. В нём развиваются всё те же идеи как и в популярнейших текстах автора (“На дне”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”). Однако рассказ не наполнен такими же яркими и запоминающимися образами. Пейзажные зарисовки отлично передают настроение общества, отчётливо и наглядно благодаря ним всплывают картины морского берега в сознании читателей. Тема, идея и проблемы прочитываются чётко и без затруднений.

Спасибо за внимание!