Эскизный проект терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург представили на петербургском Градсовете. Исторические здания складов Кокоревых, о сохранении которых было много споров, войдут в состав комплекса. «Я предлагаю сначала нам всем искренне перенестись в самое начало 29-го года. Мы с вами стоим на платформе, на одной из новых платформ Московского вокзала. До отправления нового высокоскоростного поезда остается 5 минут. И через ровно 2 часа 15 минут мы с вами выйдем в центре Москвы на Комсомольской площади», — так начал презентацию главный инженер Октябрьской железной дороги Виктор Иванов. Он пояснил: чтобы обеспечить пассажиропоток ВСМ — а он по прогнозам к 2030 году должен составить около 23 миллионов человек в год, — на конечном пассажирском терминале необходимо построить шесть специализированных платформ, шесть спецпутей и три островные платформы для обслуживания не менее 42 пар поездов ежедневно. «В утренние и вечерние максимальные часы плотности пассажирского движения поезда будут отправляться через каждые 20 минут», — пояснил докладчик.
Строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург планируется завершить в 2028 году. Ориентировочная цена билета составит почти 10 тысяч рублей. Строительством по концессионному соглашению займется компания «ВСМ Две столицы». Стоимость проекта превысит 2 триллиона рублей. Заказчиком проекта терминала ВСМ в Петербурге является ОАО «РЖД», генподрядчиком выступает АО «Ленгипротранс», проектной организацией — ООО «Первый проектный институт». Проект ВСМ в Петербурге должен быть реализован в два этапа. Первый этап — строительство линии от Московского вокзала до станции Обухово. Второй этап — строительство линии от станции Обухово до границы Санкт-Петербурга и Ленобласти.
Как будет устроен терминал ВСМ
О том, как все будет устроено внутри и на подходах, рассказал главный архитектор проекта Константин Трофимов (ООО «Первый проектный институт»). Предполагается, что пригородное движение переведут на «Волковскую». Местным электричкам, пояснил выступающий, не обязательно приходить в «парадную» точку города — главное, чтобы было удобно. Такое решение позволит освободить коридор для ВСМ.
В доковидном, но показательном 2019 году в пиковые часы на Московский вокзал в час прибывали 7,2 тысячи человек. В итоге просто уехать и приехать становится задачей со звездочкой. Трофимов пояснил, что одна из поставленных задач — разгрузка площади Восстания от прибывающих пассажиров. Для этого предусмотрена организация еще двух пассажиропотоков — на западную и восточную стороны терминала. Первый — на Лиговский проспект и улицу Черняховского, второй — на Кременчугскую улицу, Товарный переулок и Военную улицу, которую только предстоит построить. Военную улицу в перспективе предстоит пробить до Обводного канала, и это должно спасти от перегрузки сложный узел Миргородской и Кременчугской улиц. Кроме того, планируется синхронизировать ВСМ со строительством станции метро «Лиговский проспект-2» и запустить оба проекта в 2028 году.
По расчетам авторов, к 2028 году, несмотря на общий рост пассажиропотока, в пиковые часы на площадь Восстания будут выходить по 3,2 тысячи пассажиров.
Восточная сторона предназначена для личных автомобилей и такси (и для прибытия, и для отправления). Внутри полосы отвода железной дороги территория освобождается от части путей. Ее займут автоперроны и пешеходные заходы на вокзал. На южной стороне Военной улицы расположится стоянка-накопитель для электронной очереди ожидания такси и личных авто. По предложению авторов таксисты, которые приезжают за пассажирами, смогут принимать заказы, только находясь на этой стоянке.
Профиль восточной стороны сформирован козырьками, которые накрывают места ожидания.
Экскурсионные автобусы, которые везут на вокзал уезжающих из города, будут заезжать и выезжать на Лиговский проспект. Высадка — на перроне вдоль главного входа в терминал, который располагается в одном из сохранившихся складов Кокоревых. Такси и туристические автобусы, которым предстоит, наоборот, забирать пассажиров с вокзала, заезжают через Днепропетровскую улицу, где предложено организовать стоянку-накопитель, а уезжать через улицу Черняховского. То есть таксист, который приезжает за пассажиром, не может принять заказ, если находится где-то в другом месте, кроме как на этой стоянке.
Чтобы не замедлять трафик пересечением пешеходных и транспортных траекторий в одной плоскости, было принято решение построить два пешеходных моста, которые впускают пассажиров непосредственно на автоперроны. «Запас по количеству автоперронов и пропускной способности полос здесь имеется двукратный», — заверил архитектор. Трофимов также подтвердил, что у города есть планы по строительству тоннеля и соединения восточной и западной сторон терминала в створе улицы Черняховского и Товарного переулка. «Мы проверили решение, что строительство тоннеля и его запуск никаким образом негативным не влияет на структуру функционирования нашего вокзала. И как строительно-монтажные работы, так и само появление тоннеля — оно возможно», — добавил докладчик. В самом терминале основные конструктивные несущие элементы оформлены в виде раскрывающихся кверху и разветвляющихся колонн. Они имеют отсылку к крестовому своду, часто используемому в архитектуре на Руси, пояснил Трофимов. И таким образом площадь, которая занята проездными автоперронами и перемещающимися пассажирами, получилась внутренней — она не видна с открытых городских пространств. Структура самого терминала состоит в устройстве поднятого над путями конкорса — главного вестибюля железнодорожного вокзала.
Источник: Фонтанка.ру